Всего-то семь нот. Но каких!

…То событие в Большом зале Консерватории более чем десятилетней давности запомнилось многим. Тема волновала - Победа в Великой Отечественной войне и отношение к ней композиторов.

Замечательный советский и российский дирижер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии им. Глинки и премии Ленинского комсомола Александр Лазарев собрал в одном концерте «Музыка победы» три произведения, написанные в 1945 году. Причем, созданные по обе стороны фронта: Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский и Рихард Штраус.

Склонный к активному общению со слушателями в процессе концерта, чем он всегда блестяще пользуется, свой выбор Лазарев объяснял так: «Я просто отвечаю на вопрос, как отреагировали композиторы, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю мировой музыки, на окончание войны. Вот как отреагировал товарищ Стравинский, сын своего народа, сын русского певца Федора Стравинского - ровесника Шаляпина, на окончание войны? На мой взгляд - никак. Жил себе в Голливуде, про войну, говорит, смотрел только в кино. И, вообще, композитор должен писать ноты, а не вот это все. Вот его реакция, вот его симфония». Не самой удачной, по мнению Лазарева, симфонии Стравинского дирижер противопоставил «Метаморфозы» немецкого композитора Рихарда Штрауса. Этим произведением (тогда ему было уже более 80 лет) Штраус откликнулся на разрушение американцами Мюнхена.

В этом весь Лазарев – не только выдающийся, с мировым именем музыкант, но и человек с очень приличным чувством юмора, присущим ему еще с ранней юности. 5 июля он отмечает свое 75-летие, во что, откровенно говоря, трудно поверить, когда буквально включаешься в руководимое им действо, заражаясь энергичными взмахами его дирижерской палочки. Особенно тем, кто шагал с ним в строю, служа в одной части, которая располагалась в Балашихе.

Реклама на веке

Александр Ворошило, народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и премии Ленинского комсомола:

- Я тогда служил в охранном взводе, а Саша – в армейском ансамбле. Вы даже представить себе не можете, каким он классным баянистом – не свадебным, а настоящим – был. Когда оттуда засобирался в Ленинградскую консерваторию получать образование по специальности «дирижирование», командир не возражал, но строго напутствовал: «Поступит – будем гордиться, нет – посадим на гауптвахту…»

Встретились два сослуживца через много лет, в 1975 году. Тогда молодой солист Одесского оперного театра Александр Ворошило приехал в Большой театр прослушаться в стажерскую труппу.

- Пел я, как сейчас помню, хит – знаменитую арию Роберта из оперы Чайковского «Иоланта». Когда вышел на сцену, сразу узнал сидящего в комиссии Лазарева, который уже тогда работал там дирижером. И хотя, как выяснилось позже, он меня тогда не узнал, но поддержал главного режиссера Большого театра Бориса Александровича Покровского, предложившего взять Ворошило в основную труппу театра. А удивился Саша только через пять месяцев, когда мы пересеклись в канцелярии оперы. Как сейчас помню, было это 11 октября 1975 года: «Так это ты?» Мы тогда крепко обнялись, чтобы не расставаться по сей день.

В том, что Александр Лазарев не только творческая личность, но и настоящий друг и своих не сдает, Ворошило убедился в 1991 году.

- У меня возникли проблемы тогда с голосом, что грозило мне, ведущему баритону оперной труппы, отчислением из нее. Но Александр, будучи главным дирижером и художественным руководителем ГАБТа, решительно заявил: «Ворошило сделал столько для родного театра, что мы должны ждать столько, сколько понадобится для его возвращения на сцену».

Отказать самому Караяну?

Кстати, творческие интересы Александр Николаевич всегда ставит выше всяких других. В декабре 1972 года Лазарева, завоевавшего накануне первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, командировали в Берлин, теперь на конкурс симфонических оркестров во главе оркестра Московской консерватории. Руководимый им коллектив и здесь стал победителем, завоевав Золотую медаль, после чего он решительно отказался от уникально заманчивого предложения. Сам всемирно известный дирижер Герберт фон Караян пригласил Лазарева к себе ассистентом. Прославленный маэстро сказал, правда, что пока не может гарантировать юному дирижеру концерты, но зато тот будет работать с оркестром, ездить с ним и наблюдать всю эту жизнь изнутри. Любой, пожалуй, на месте Александра принял бы предложение, от которого просто невозможно было отказаться, но не Лазарев. Он, не раздумывая, вернулся в консерваторию, где продолжал совершенствовать свое мастерство в аспирантуре.

С 1973 года он работал в Большом театре, где уже через год вместе с главным режиссером Борисом Покровским поставил оперу Сергея Прокофьева «Игрок». После этого в ГАБТ под управлением Лазарева были осуществлены постановки опер «Жизнь за царя» Михаила Глинки, а также «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Петра Чайковского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Сергея Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева, «Зори здесь тихие» Кирилла Молчанова, «Похищение Луны» Отара Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Родиона Щедрина. Стоит обратить внимание на увлеченность Лазарева постановкой спектаклей русских композиторов. В этом просматривается гражданская позиция Александра Николаевича - он всегда считал, что афиша главного музыкального театра страны в первую очередь должна ориентироваться на отечественную классику. В 1988 году ее лучшие образцы он повез и в Италию, будучи в течение восьми лет худруком и главным дирижером ГАБТа, в рамках взаимного обмена гастролями с Миланским театром Ла Скала.

Главный главного театра и не только

Период работы маэстро во главе Большого отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления кроме Ла Скала и в Токио, и на Эдинбургском фестивале и в нью-йоркском театре Метрополитен-опера. Как вспоминает его прославленный коллега по театру, народный артист СССР, балетмейстер и постановщик Вячеслав Гордеев, с Лазаревым ему всегда было интересно работать, при нем творческая жизнь в коллективе просто кипела. Среди оркестров, в работу с которыми глубоко окунулся дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр корпорации NHK (Япония), а также оркестры Кливленда и Монреаля. Лазарев выступал с труппами Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы.

Еще служа в ГАБТе, с 1992 года по 1995 год, он – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, а с 1994 – главный приглашенный, с 1997 года по 2005 год – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра. С 2008 года по 2016 год Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Шостаковича, Прокофьева и Рахманинова.

Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records и Octavia Records. Он активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, «Новой Россией», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев все же вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году Лазарев получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку «Хованщины» в Московском академическом музыкальном театре (МАМТ) имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Постановка также получила «Золотую Маску» по итогам сезона 2014/15 в номинации «Опера – спектакль».

Билет на репетицию

Среди работ Лазарева последних лет – постановки опер Чайковского в Большом театре, Мусоргского, Прокофьева, Чайковского в МАМТе, Шостаковича в Женевской опере, Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнение таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Рихарда Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека…

Известно, что во многом, если не во всем, успех любого концерта зависит от взаимопонимания между оркестрантами и дирижером. Известно также и то, что у Лазарева этой проблемы никогда не возникает. Почему? Это можно было узнать, например, сразу от нескольких артистов оркестра Большого театра, с которыми мне доводилось общаться: «С ним работать интересно». Поэтому, наверное, не случайно однажды на одном из государственных каналов в передаче, посвященной Лазареву, прозвучала такая мысль: «На его выступлениях надо продавать билеты не только на концерт, но и на репетицию».

А вы попробуйте достать эти билеты, если маэстро уж слишком редкий гость в Москве…

Реклама на веке
Палата представителей надеется на иностранное содействие в урегулировании ливийского кризиса В Конгрессе США представили сценарий экологической реформы