Олег Янковский родился в казахстанском городе Джезказгане, куда на работу были направлены его родители. Отец Янковский был крупным партийно-хозяйственным руководителем, но был осужден по ложному доносу. В юношестве Олег увлекся футболом и одно время играл со ставшим позднее известным на всю страну футболистом Эдуардом Малофеевым.
Из творческой биографии
Окончив школу, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище. Потом служил в местном драмтеатре. Во время гастролей театра во Львове он случайно встретился с режиссером снимавшегося тогда фильма «Щит и меч» Владимиром Басовым. Спустя некоторое время Янковского пригласили пройти пробы на роль Генриха Шварцкопфа. Это был первый его фильм.
Позднее Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в картине «Служили два товарища». На съемках он познакомился с Роланом Быковым и Владимиром Высоцким.
Первые успешные работы Янковского в кино не остались незамеченными. Ему все чаще стали предлагать ведущие роли в московских и ленинградских театрах. Позднее Марк Захаров пригласил Янковского в «Ленком».
Он был влюблен в кино «по собственному желанию»
Говоря об отношении Янковского к кино, можно смело использовать название фильма «Влюблен по собственному желанию» (1982), в котором он сыграл главную роль. Около сорока лет этот фильм Сергея Микаэляна не сходит с экранов и не теряет своей актуальности. Его давно считают классикой отечественного кино и одной из лучших работ Янковского.
Фильм «Влюблен по собственному желанию», всегда являвшийся визитной карточкой Янковского, по сей день любим зрителями. А в первый год проката его посмотрели 30 млн. человек. Журнал «Советский экран» назвал Янковского лучшим актером 1983 года. В конце того же года он получил главный приз на кинофестивале в Ленинграде. Собрали немало наград фильмы «Обыкновенное чудо», «Служили два товарища»» и десятки других, в которых он сыграл главные роли. Каждая роль в его исполнении становилась настоящим шедевром.
Идея картины «Влюблен по собственному желанию» зародилась совершенно неожиданно. Все началось с новомодного на старте 80-х годов слова «аутотренинг» (самовнушение, самовоспитание), попавшегося однажды на глаза режиссера Микаэляна. Позднее он об этом вспоминал: «Для меня было привычным гнать от себя грусть и поддерживать радужные ожидания. Хотелось поделиться этим опытом со своими зрителями».
Режиссер размечтался, что сделает фильм, просмотрев который «люди выйдут из кинотеатров и наперегонки побегут домой заниматься аутотренингом, чтобы стать лучше и счастливее, и возникнет новое поветрие самовоспитания, как мода на бег трусцой или аэробику».
Сценарий по аутотренингу
По сценарию Микаэляна, спивающийся бывший спортсмен Игорь выпрашивает у случайной знакомой «трояк до получки». А она, простая библиотекарша Вера, выполнив эту просьбу, еще и берется помочь опустившемуся человеку исправить его непутевую жизнь. Прочитав где-то про модную методику аутотренинга, она в дополнение ко всему пытается возбудить интерес Игоря к себе. Вскоре стало понятно, что методика самовнушения в их случае не срабатывает. Но когда эксперимент окончательно был провален, вдруг выяснилось, что Игорь и Вера влюбились друг в друга по-настоящему.
Были сложности с выбором актера на роль главного героя. В соответствии со сценарием, ему должно было быть 23-24 года, но актеры данного возраста не впечатлили режиссера. Его приятелю Янковскому на тот момент было уже далеко за 30, к тому же никто не мог его представить в образе опустившегося бывшего спортсмена и алкоголика. Однако актер смог убедить всю съемочную группу во главе с режиссером, что эту роль никто лучше него не исполнит.
«Бермудский треугольник» - день за днем
Между тем, всплыли новые сложности. Выяснилось, что одновременно с этой картиной Янковский должен был приступить к съемкам в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В то же самое время он продолжал выступать на театральной сцене. И Микаэлян решил приступить к съемкам раньше графика. А когда Янковский вместе с труппой «Ленкома» уехал на гастроли в Ташкент, туда сразу же была выслана и киногруппа. Именно в Ташкенте и были сняты многие сцены фильма – например, та, где главные герои разыскивают солдатские могилы. Янковскому в этот сложный период приходилось буквально рваться на части.
Актер рассказывал: «Про себя ту свою жизнь называл «Бермудским треугольником». Я разрывался между городом Владимиром (съемки у Балаяна), Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой («Ленком»). Вечером я за рулем несся во Владимир, на рассвете - в Москву. Я спал по 2-3 часа за сутки. Но был на подъеме, сильнейший импульс давало то, что нравились роли и удовлетворяла успешная работа».
Ушел на взлете
Перед новым 2009 годом Янковский обратился в клинику из-за непрекращающихся болей в желудке. На тот момент он уже сильно похудел и испытывал отвращение к пище. Доктора поставили страшный диагноз - рак поджелудочной железы, который впоследствии и стал главной причиной смерти. Экстренная поездка на лечение в Германию не помогла. Месяц спустя Янковский вернулся в Москву и даже сыграл в своем последнем спектакле «Женитьба».
В апреле 2009 состояние артиста резко ухудшилось. Из-за открывшегося внутреннего кровотечения его госпитализировали в клинику. Но спасти Янковского не удалось. Сказалось то, что страшная болезнь была обнаружена только на последней стадии. Олег Янковский ушел из жизни 20 мая 2009 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Он был свободным художником»
По словам Народного артиста России Виктора Ракова, прослужившего в театре вместе с Мастером много лет, свою популярность Янковский воспринимал с иронией. Порой она даже тяготила его. Он всегда был исключительно свободным художником. Свободным от славы, зазнайства и суеты.
В свое время Янковский говорил коллегам по цеху, что «одной из самых главных задач в этой профессии является умение быть разным и одновременно похожим на себя, а для этого надо вкладывать все - и свое сердце, и свой ум. Счастливый случай послал нам профессию, которая помогает быть не только самим собой». И еще добавил: «Судьба меня не обделила, а наградила. Мне выпал счастливый случай – показать и выразить целое поколение».