Токийская SBS Holdings, котирующаяся на бирже логистическая компания, которая занимается доставкой грузов, недавно заключила сделку на покупку 2 тыс. легких электромобилей в течение пяти лет у японского EV-стартапа folofly. Автомобили будут производиться подразделением Dongfeng Motor Group, а также другими китайскими автопроизводителями. Транспортная компания Sagawa Express тем временем будет использовать 7,2 тыс. недорогих электрических минивэнов производства Guangxi Automobile Group.
«Японские электромобили не соответствуют нашим затратам, – заявил президент SBS Holdings Масахико Камата. – Японские автопроизводители говорят, что снизить цены невозможно, поэтому нам приходится закупать более дешевые автомобили. Мы не можем просить наших клиентов соглашаться на повышенные тарифы только потому, что у нас более дорогие грузовики».
Онлайн-торговля в Японии, как и во многих других странах, резко увеличила объемы во время пандемии. Люди заказывают на дом все – от еды до одежды и электронных гаджетов. Рост продаж увеличивает углеродный след логистических компаний. Тем не менее, Япония обязалась к 2030 году сократить выбросы почти на 50% по сравнению с уровнем 2013 года. По данным McKinsey & Co, для достижения этой цели 90% автомобилей, проданных в стране к этому году, должны быть электрическими.
SBS планирует в конечном итоге иметь парк из примерно 10 тыс. электрофургонов, которые компания сможет использовать для доставки товаров электронной коммерции. Небольшие грузовики могут проехать около 200 километров на одной зарядке и стоят около 3,8 млн иен ($33 тыс.).
Благодаря стимулам и субсидиям китайского правительства, средняя цена электромобилей на крупнейшем в мире автомобильном рынке значительно снизилась, в то время как в Европе и США она выросла. В августовском отчете JATO Dynamics, лондонского поставщика глобальной автомобильной бизнес-аналитики, говорится, что потребители в Китае могут купить новый электромобиль всего за 4 200 долларов. В Европе цена подскочила как минимум до $17 880, а в США - до $28 170.
«Если японские автопроизводители ничего не предпримут, Китай захватит индустрию», - заявил Камата.
Не только китайские компании участвуют во всем этом. Cenntro Electric Group, американский производитель коммерческих электромобилей, в ноябре получил разрешение на продажу легких грузовиков в Японии. Его фургоны будут использоваться Amazon Fleet, местным бизнесом Amazon.com, и некоторыми другими местными компаниями.
Генеральный директор Cenntro Питер Ванг видит большое будущее для бизнеса доставки товаров на дом в Японии в связи со старением японского общества. По его словам, компания планирует построить сборочный завод, возможно, в Фукусиме, для местного производства электромобилей и экспорта некоторых из них в Юго-Восточную Азию.
По словам Ту Ле, управляющего директора Sino Auto Insights, логистическим компаниям трудно быть одновременно патриотичными и прибыльными. Некоторые аналитики опасаются, что зарождающаяся в Японии индустрия электромобилей может столкнуться с кризисом, подобным тому, который постиг ее сектор бытовой техники. После доминирования в мире в 1980-х и 1990-х годах такие бренды, как Panasonic, Sony, Toshiba и Sharp, проиграли более дешевым китайским альтернативам.
В рамках своей национальной стратегии Китай работает над созданием целой инфраструктуры вокруг электромобилей. Как пример, власти КНР инвестируют в компанию Contemporary Amperex Technology, которая сейчас является крупнейшим в мире производителем батарей для электромобилей.
По словам Такеши Мияо, аналитика компании Carnorama, Toyota, будучи крупнейшим в мире автопроизводителем, все еще имеет возможность изменить ситуацию, особенно если она сосредоточится на производстве высокопроизводительных твердотельных батарей. «Китайские производители электромобилей находятся на передовой, когда дело доходит до цен, но никогда не знаешь, останутся ли они лидерами через три года», - сказал он.