В последние недели администрация Джо Байдена пыталась развеять эти опасения. Министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что США не стремятся полностью отделиться от Китая. Америка с союзниками в коммюнике по итогам саммита G7 одобрили подход к Китаю, основанный на «снятии рисков, а не разрыве связей».
Стратегия снижения рисков направлена на достижение трех крупных целей: ограничение возможностей Китая в стратегических секторах, важных для национальной безопасности; снижение влияния Пекина на Запад путем ослабления доминирования Китая на рынке основных ресурсов; и диверсификация экономических рисков корпораций. То, что США не стремятся разорвать все экономические отношения с Китаем, подтверждается данными: прямые инвестиции в обоих направлениях сократились, однако объем торговли товарами между США и Китаем в прошлом году достиг рекордно высокого уровня в $690 млрд. Тем не менее, многие аналитики сомневаются, что целевой подход к снижению рисков будет успешным. Другие опасаются, что результат будет таким же, как и при более широком разрыве связей с Китаем. Кроме того, процесс снижения рисков будет зависеть от частного сектора и требований крупных частных покупателей, а не от государственной политики.
История снижения рисков начинается с администрации президента США Дональда Трампа, чьи введенные пошлины на китайские товары изменили двусторонние торговые потоки и стали мощным сигналом для американского бизнеса о том, что эпоха беспрепятственной интеграции с Китаем закончилась. Пандемия Covid-19 ускорила этот сдвиг, нарушив цепочки поставок и изменив представление о роли Китая в мировой экономике. Позже администрация Байдена добавила к политике снижения рисков стратегическую составляющую, препятствуя продвижению Китая в важных для национальной безопасности областях и снижая зависимость Америки от Китая в поставке критически важных товаров. Кроме того, в Китае участились случаи бойкота потребителями иностранных компаний, и люди все чаще отдают предпочтение местным брендам.
Несмотря на все это, в данных политика снижения рисков на первый взгляд мало заметна. Американо-китайская торговля товарами достигла рекордного уровня в 2022 году, а Китай остается третьим по величине торговым партнером США после Канады и Мексики. Однако если взглянуть на эти данные внимательнее, то все становится немного сложнее. Большая часть роста американо-китайской торговли в 2022 году была обусловлена инфляцией цен, а общий объем торговли между двумя странами растет гораздо менее быстрыми темпами, чем торговля США или Китая с другими своими партнерами. Кроме того, изменился и тип торговли: сейчас США экспортируют в Китай больше сельскохозяйственной продукции и меньше промышленной, включая передовую электронику. Аналогичная ситуация сложилась и с импортом США из Китая, который отреагировал на введенные Трампом пошлины соответствующим образом: импорт товаров с наибольшими пошлинами снизился.
Политика снижения рисков оказала наибольшее влияние на прямые иностранные инвестиции в Китай. В 2022 году они упали примерно наполовину, поскольку компании избегали КНР из-за Covid-19 и геополитических рисков. Цепочки поставок тем временем хоть и начали меняться, но медленно. Интерес корпораций к диверсификации цепочек поставок в Юго-Восточную Азию или Мексику высок, но действия по его реализации не слишком активные. Дело в том, что для многих компаний китайский рынок слишком велик и слишком ценен, чтобы от него отказываться, несмотря на геополитические риски.
Однако это не означает, что компании расслабились. Они активно работают над снижением риска своего присутствия в Китае. Одна из стратегией: локализация своего бренда и операций, чтобы удовлетворить именно национальный китайский рынок. Это позволит сократить расходы и облегчить управление операциями в случае худшего развития событий. Другие компании, чье производство или поставщики сосредоточены в Китае, придерживаются стратегии «Китай плюс один», в рамках которой они разрабатывают альтернативную цепочку поставок на случай сбоев в работе со стороны Китая. Некоторые переносят за пределы Китая только окончательную сборку или производство критически важных компонентов. Наконец, компании активно разрабатывают антикризисные сценарии, которые, в случае какой-либо критической ситуации, позволят им быстро уйти из Китая.
При отсутствии крупных геополитических событий экономические отношения между США и Китаем в ближайшее десятилетие существенно не ослабнут. Однако они будут кардинально изменены в результате политики снижения рисков. Так, разные фундаментальные технологии (такие как сектор полупроводников) и новые технологии (такие как искусственный интеллект и квантовые вычисления), вероятно, будут полностью отделены друг от друга, поскольку и США, и Китай стремятся к лидерству в этих областях и ограничивают зависимость в них друг от друга. Сектор чистой энергетики, скорее всего, также претерпит изменения, однако полностью отделиться в этой отрасли США и Китай смогут не скоро, так как в Китае сосредоточено 77% мировых мощностей по производству литий-ионных батарей, и он является мировым лидером по переработке критически важных для чистой энергетики минералов.
Некоторые области, такие как технологии и товары для потребителей, будут полагаться на Китай как на ключевой рынок еще очень долго. Компании, конечно, диверсифицируют производство, но все равно будут зависеть от Китая. Некоторые сектора вообще будут слабо затронуты политикой снижения рисков. Например, сектор предметов роскоши по-прежнему будет вкладывать значительные средства в Китай.