Руководители субъектов федерации стали чаще вести официальные страницы в соцсетях, констатировали эксперты фонда «Петербургская политика». Новый тренд пришел на смену показательному отмежеванию первых лиц регионов от онлайн-пространства, которое наблюдалось в предыдущие годы. Появление на социальных платформах личных страниц губернаторов соответствует запросу времени, и было ожидаемым после замены в ряде субъектов возрастных глав на представителей молодого поколения. Активное присутствие губернаторов в соцсетях позволяет сократить расходы на дотирование государственных СМИ, которые пользуются все меньшим влиянием и спросом, отмечают аналитики.
Чаще всего губернаторы ведут страницы в Instagram*. При этом наибольшее количество подписчиков удалось собрать первым лицам национальных республик – главе Башкирии Радию Хабирову, Татарстана Рустаму Минниханову и Дагестана Владимиру Васильеву. Большинство губернаторов на заглавных страницах указывают неформальные жизненные девизы. Орловский губернатор Андрей Клычков позиционирует себя как «Дежурный по стране», а врио курганского губернатора Вадим Шумков обращает внимание, что в изменении заржавевшей системы ему помогает собака.
При этом каналы обратной связи главы регионов выстраивают по-разному. Одни лично отвечают критикам, другие – удаляют комментарии недоброжелателей, третьи – просто игнорируют их. Руководитель фонда Михаил Виноградов добавляет, оригинальный подход демонстрирует Шумков, который к жалобе прикрепляет комментарий со ссылкой на страницу соответствующей муниципальной структуры.
Собеседники «КоммерсантЪ» в правительстве одного из субъектов говорят, администрация Кремля отслеживает страницы губернаторов, но никого из них за интернет-активность пока не наказали. Источники в другом регионе указывают, если глава субъекта допустит ошибку, расплачиваться за нее будет его заместитель по внутриполитическим вопросам. Также губернаторы обязаны согласовывать с центром тематику запланированных публикаций, а вот посты по оперативным событиям могут делать самостоятельно.