Объединение нескольких основных тенденций ведет к тому, что в ближайшие годы на дорогах, по-видимому, станет больше машин, работающих на батареях. Стоимость батарей снижается, после скандала с выбросами Volkswagen потребители отворачиваются от автомобилей с дизельными двигателями. Европейские и китайские власти ужесточают нормы выброса газов.
По мере увеличения количества сходящих с конвейера электромобилей будут сложности с тем, чтобы их больше покупали. Решающим фактором станет стоимость батарей для производителей, а, следовательно, и цена машин для потребителей.
Polestar 2 от Volvo Car Group и новый электрический малогабаритный Peugeot 208 – это предложения, доступные для большинства. Стартовая цена версии Polestar 2, выпуск которой планируется начать в 2020 году, - $55 500, европейская цена начинается с 59 000 евро. С последующего года предусматривается менее дорогой вариант. Polestar сообщает, что эта модель предназначена для тех же потенциальных покупателей, что и электрическая малогабаритная Model 3 от калифорнийского производителя Tesla.
На прошлой неделе Tesla сообщила, что закроет свои склады и перейдет исключительно к интернет-продажам. Таким образом компания сможет снизить цену продажи Model 3. До этого объявления минимальная цена была $42 900. Исполнительный директор Polestar Томас Ингенлат полагает, что взлет для
электромобилей «уже довольно близок». «Нужно достойное предложение электромобилей, чтобы он стали доступными, - говорит он. – Множество брендов вносят в это свой вклад по стоимости свыше 80 000 евро ($90 600), но между 40 000 и 60 000 евро их меньше…, думаю, появление Polestar поможет все ускорить».
Volkswagen, крупнейший мировой автопроизводитель, продавший в прошлом году 10,83 млн. машин, переоборудует свои заводы в Цвикау в Германии для производства электрического транспорта, это будет первый из восьми таких заводов мире. В следующем году Цвикау выпустит 100 000 автомобилей, работающих, по словам компании, без углеродных выбросов. В целом подразделение нацелено на ежегодные продажи миллиона электромобилей к 2025 году, что составит около пятой части от всех продаж бренда Volkswagen.
«Мы хотим совершить прорыв в электрификации, - заявил для AP Ральф Брандстеттер, производственный директор Volkswagen по легковым автомобилям. По его словам, компания может достичь этого с помощью эффективного, масштабного производства. В ноябре начнется выпуск малогабаритных автомобилей, весной 2020 года они поступят в продажу, основная модель будет стоить менее 30 000 евро ($34 000). На новые технологии компания затратит 11 млрд. евро, в основном на развитие выпуска электромобилей. Брандстеттер говорит, что это традиционная позиция Volkswagen, делать автомобили для миллионов людей, а не для миллионеров.
По мнению Марка Ньюмана, управляющего директора и старшего аналитика исследовательской фирмы Bernstein, снижение стоимости батарей приближает то время, когда электромобили станут такими же дешевыми, как бензиновые и дизельные машины.
По оценкам экспертов, в 2018 году стоимость батарей для самых эффективных производителей была ниже $130 за киловатт/час. Это меньше, чем $1000 кВт/ч в 2010 году и близко к уровню $120, который, по оценке Международного энергетического агентства, сделает малогабаритный электромобиль более дешевым при покупке и использовании, чем варианты, работающие на внутреннем сгорании при высоких европейских ценах на бензин.
Фирма Bernstein предсказывает паритет цен к 2022-23 годам и возрастание доли электрических и гибридных автомобилей на мировом рынке до уровня 9,6 – 17,7% к 2025 году. В прошлом году она составляла 2,1%.
От европейских автопроизводителей потребуется увеличение доли машин, работающих без выбросов, чтобы удовлетворять требованиям ЕС по снижению выбросов углекислого газа к 2021 году и еще более низкого порога к 2025 и 2030 годам. В противном случае на них может быть наложен штраф в тысячи евро за каждый автомобиль. Китай стимулирует увеличение числа машин, использующих альтернативную энергию, с помощью системы баллов, дающих преимущество производителям электромобилей.
Между тем, в Калифорнии наблюдается увеличение батарейного и гибридного транспорта, здесь к 2025 году продажи электрических, гибридных и других автомобилей с низким выбросом могут составить 8% от общего числа.
Пример того, как можно стимулировать приобретение электромобилей, показывает Норвегия, где в прошлом году предпринятые правительством меры подняли долю электромобилей до 39%.
Джил Тал, директор Центра изучения заряжаемых гибридов и электротранспорта при калифорнийском университете Дэйвис, говорит, что «через три года можно будет видеть большее их количество», главным образом, под действием начальных субсидий и стимулов.
«Существует огромный разрыв между количеством электромобилей на автошоу и тех, которые предлагает вам продавец, - говорит он. – Сложно ожидать на рынке высокого спроса, когда нет предложения. Для начала нужно заполнить полки».