Зачем корпорация «Эвалар» собирается устроить в российских аптеках большую травяную революцию
Ставка на продвижение «лекарственных препаратов» через аптечные сети выходит на новый, промышленный уровень. Отечественный производитель биодобавок «Эвалар» заканчивает строительство нового завода и регистрирует сразу три десятка новых «лекарств». Чем же будут заполнены новые 6 миллиардов таблеток и капсул в год?
Не сдавать позиций
2017 год обещает стать особенно успешным для российских производителей биологически активных добавок (БАД). Точнее сказать, одного и очень успешного производителя - корпорации «Эвалар». Несмотря на общий спад продаж биодобавок, которая накрыла российский рынок в последние годы, «Эвалар» смог усилить свои позиции.
«За 9 месяцев 2016 года нам удалось увеличить свою долю в этом секторе практически до 18%, и это на фоне стагнации рынка в целом и негативных трендов потребительского поведения, связанных с падением доходов», - с гордостью заявила в интервью «Коммерсанту» основатель «Эвалара» и ее гендиректор Лариса Прокопьева. Она же и призналась, что не намерена сдавать позиции. Это очень скромное заявление для человека, который хочет провести настоящую революцию на рынке в свою пользу.
Дело в том, что с точки зрения бизнеса «Эвалар» остается производителем всяких полезных «штучек». Например, самый популярный товар в портфеле компании — биодобавки «Турбослим», которые позиционируются как средство для похудания. Их продажи занимают около 25% в объёме всех продаж в портфеле компании. Но это вчерашний день.
«Эвалар» намерен прочно обосноваться уже на рынке собственно лекарственных препаратов. По нескольким совершенно очевидным причинам. Одна группа этих причин связана с общим демографическим трендом: стареющее население весьма чувствительно на рекламу «природных чудо-препаратов». Другая объясняется усилением позиций самой компании - как в рыночном пространстве, так и в политическом. Помимо доминирующей роли на рынке БАДов у «Эвалара» есть мощные лоббистские возможности, обеспеченные политическим влиянием сына Ларисы Прокопьевой Александра, избранного в Государственную Думу в 2011 году прямо с позиции директора по стратегическому развитию «Эвалара» (а потом переизбранного еще раз). Если же сбудется основная семейная мечта Прокопьевых - получить пост губернатора Алтайского края, то лозунг Ларисы «Эвалар» — это Алтай!», может поменять порядок слов в предложении, и Алтай, таким образом, стать «Эваларом».
«Эвалар» — это Алтай, и наоборот
Но для этого изменить лишь порядок слов мало. «Эвалар» хочет изменить порядок дел на рынке, в том числе и геополитический. В настоящее время, если считать в натуральном выражении, примерно 80% всех продаж БАДов обеспечивают национальные производители. Но в стоимостном картина выглядит совершенно иначе: на иностранные БАДы приходится почти половина всех продаж. Это означает, что импортные поставки доминируют в сегменте премиальных, дорогих добавок. Это, как правило, добавки, которые распространяются через аптечные сети. Зарегистрировать кучу новых пилюль, выпускать их на новом заводе и продавать в аптеках – вот главные операциональные задачи стратегического плана Ларисы Прокопьевой по выходу на новый уровень.
Прежде всего директор «Эвалара» Лариса Прокопьева хочет существенно расширить рынок «натуральных лекарственных препаратов» за счет расширения его номенклатуры. Известно, что «Эвалар» подал заявки на регистрацию уже трех десятков своих новых «препаратов». И это только начало. По мнению Прокопьевой, на российском рынке в принципе ничтожно мало «натуральных лекарственных препаратов»: всего пять процентов зарегистрированных лекарств приходится на категорию натуральных, а в Германии, говорит она, около половины.
Другими словами, на российском рынке запланирована «большая лекарственная революция», цель которой состоит в радикальном заполнении российских аптек БАДами. Неизвестно, сколько из зарегистрированных в Германии препаратов реально продается в местных аптеках. Зато известно, что планы «Эвалара» носят вполне реальный материальный характер. В Бийске сейчас быстрыми темпами идет большая стройка: на площади 3 га возводится новое производственное здание площадью 16 тыс. кв. м. Это новый завод, в строительство которого семья Прокопьевых вложила около 5 млрд рублей. Производить новый завод будет способен около 6 миллиардов таблеток и капсул в год.
Чем будут заполняться все эти таблетки и капсулы? В рекламных роликах «Эвалара» вовсю колосятся поля и нивы, заполненные травами Алтайского края, которые выращивают трудолюбивые сотрудники компании. Но сказать, какую долю производства они закрывают, сложно. С 2013 года «Эвалар» не публикует отчетов, отделываясь общими цифрами. Сама Лариса Прокопьева признает факт закупки импортных экстрактов, но не указывает их долю. Тем более интересной эта статистика будет выглядеть, когда завод выйдет на производство «натуральных лекарственных препаратов», которые будут предусмотрительно одобрены на федеральном уровне. И получат политическую поддержку - на политическом. А может и губернаторском. Об этом мы скоро узнаем, когда окажемся в аптеке.
Тем временем
Аптечные сети превратились в авангард продвижения БАДов. Уже сегодня биологически активные добавки заняли второе место по популярности в российских аптеках. По данным за первое полугодие 2017 г., они обеспечили около 4% их оборота в стоимостном выражении.
Сейчас в аптеках представлено более 2,3 тыс. различных брендов БАД, от около 900 производителей. Еще пару лет назад аптечные каналы продаж БАДов стагнировали, снижаясь в натуральном выражении в среднем на 6—7%, но в стоимостном - росли.
Подобная динамика говорит обычно о наличии на рынке доминирующего игрока, который умеет контролировать рынок. Таким образом, не будет большим преувеличением построить сценарий, в котором будущий рынок лекарственных препаратов в России будет представлять собой простую пищевую цепочку «Эвалара».