В скором времени Белый дом может одобрить постановление, проект которого подготовили специалисты промышленно-торгового ведомства. Он предусматривает введение утилизационного гранта для владельцев отслуживших свой срок судов. Положительное заключение на документ уже выдали министерства финансов, экономики и сельского хозяйства. Теперь введение утилизационного гранта должно быть подкреплено программой обновления судовладельческого парка.
Предусматривается, что на гранты смогут претендовать собственники старых кораблей при выполнении двух условий. Старое судно они должны утилизировать, и одновременно сделать заказ одному из отечественных судостроительных предприятий на возведение замены. При этом деньги будут выплачиваться и тем, кто за новое судно будет рассчитываться по программе лизинга.
Предусматривается, что направленное на утилизацию судно должно находиться в эксплуатации не менее 30 лет, причем последние 5 – на территории РФ. На первом этапе выплачивать компенсации будут за судна, которые передали на уничтожение в прошлом году. Также в проекте оговаривается, что финансировать строительство нового судна должна компания, находящаяся под российской юрисдикцией. Эксплуатироваться такое судно также должно под флагом России. При этом получить одновременно и утилизационный грант, и другую субсидию на возведение нового судна будет невозможно.
Предельный размер компенсации составит 15% от цены нового судна для пассажирских теплоходов и лайнеров, и до 10% - для судов грузового и другого коммерческого назначения. Вычислять сумму гранта будут по формуле, в которой будет учитываться валовая вместимость нового судна. На значительный размер гранта смогут рассчитывать заказчики пассажирских судов и буксиров, а самые маленькие компенсации достанутся покупателям сухогрузов. Для заказчиков рыбопромысловых судов предельный размер компенсации составит 70 млн рублей, или до 10% от стоимости сейнера.
Впрочем, в Минтрансе рассчитывают на пересмотр предложенной формулы. Руководитель "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров подтверждает, в проекте предусмотрены слишком маленькие гранты для заказчиков крупных самоходных земснарядов, поэтому базовый коэффициент для этого типа судов следует увеличивать.