В свое время принадлежащая группе ИСТ Александра Несиса Объединенная вагонная компания (ОВК) вложила в Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) $1,5 млрд. заемных средств. Но не успел бизнесмен расплатиться с долгами, как на российском рынке грузовых железнодорожных перевозок начался кризис: с 2013 года спад составил 0,8%, а производство вагонов сократилось на 8,4%. Как сообщил накануне «Ведомостям» гендиректор ОВК Роман Савушкин, на данный момент остаток долга составляет около 20 млрд. рублей.
«Переговоров о реструктуризации мы не ведем, поскольку стабильно обслуживаем обязательства из денежного потока. Все пассивы производственного направления - рублевые и в основном имеют долгосрочный период погашения. Это проект федерального масштаба, и государство нам помогает через субсидии на техперевооружение и налоговые льготы, - приводит издание слова главы ОВК. - Но ставки на рынке сегодня довольно высоки, поэтому мы рассматриваем альтернативные варианты привлечения финансирования».
Компания намерена разместить на ММВБ 5,556 млн. новых акций номиналом 1 рубль. Это может произойти в самое ближайшее время. По словам Савушкина, IPO хотя и проводится в России, но это не исключает привлечения международных инвестфондов, когда рынки будут к этому готовы. «Мы планомерно готовим компанию к публичности – задача, поставленная акционерами несколько лет назад. У нас достаточно много проектов по развитию. В среднесрочной перспективе мы планируем нарастить парк вагонов под управлением до 60 тыс. единиц, сейчас (у нас) - более 20 тыс. Намерены значительно диверсифицировать продуктовую линейку. Внешнее финансирование может быть использовано для реализации этих планов», - говорит Савушкин.
Напомним, что в состав ОВК входит Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), лизинговая компания Rail1520, железнодорожный оператор «Восток1520» и сервисные депо. В 2013 году выручка ОВК по МСФО составляла лишь 396,8 млн. рублей (чистая прибыль - 17 млн. рублей, долг - 102 млн. рублей), за девять месяцев 2014 года - 455,7 млн. рублей (долг - 58,4 млн. рублей). По данным «Коммерсанта», у Rail1520 открыта кредитная линия на 25 млрд. рублей в Сбербанке (выбрано 11 млрд. рублей) до 2024 года под 11% годовых и на 5 млрд. рубей в Газпромбанке (пока не выбрана) до 2023 года под 12,15% годовых, а ТВСЗ привлекал кредиты у ВЭБа и ЕАБР (в 2013 году задолженность равнялась 19,3 млрд. рублей) и у Номос-банка (порядка €90 млн.) на строительство завода.
Пока компания готовится стать публичной, некоторые аналитики считают, что смысла в размещении лишь 5,5% акций нет - продать такой пакет можно лишь с большим дисконтом. Покупатель не приобретает рычаги давления на мажоритарного акционера (для этого необходимы как минимум 25%), кроме того, отрасль все еще находится в кризисе, поэтому говорить о том, что «точка разворота уже пройдена», может, наверное, только руководство ОВК. Не исключено, сами вагоностроители понимают, что проблемы еще впереди, и пытаются привлечь капитал, который стал недоступен из-за повышения кредитных ставок. Эксперты, однако, полагают, что для этого ОВК необходимо получить хотя бы 10-12 млрд. рублей, а это эквивалентно порядка 20% акций холдинга с учетом входящих активов.
«Отрасль вагоностроения сейчас находится в серьезном кризисе, и, похоже, что государство (в отличие от 2008 года) не будет спасать отдельные предприятия (например, меняя «правила игры», в частности, уменьшая срок эксплуатации вагонов и т.д.), - пояснил «Веку» вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский. - Закрыть кассовый разрыв в банках тоже не получится. Слишком велики ставки, залоги... Западные рынки закрыты. Остается единственный путь спасения от банкротства - предложить рынку часть своего бизнеса в виде акций. Либо облигации с правом конвертации в акции. Похоже, что ОВК Александра Несиса пошла именно по этому пути. Однако вряд ли он будет успешным. Даже если инвесторы и рискнут войти в падающий бизнес, то потребуют огромных дисконтов. Согласится ли Несис отдавать 20% за бесценок? Очень сомнительно».
«На самом деле не все так уж и плохо, - считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Во-первых, в обществе, как правило, обсуждается и иногда критикуется только приватизация государственного имущества, а это - частная компания. Во-вторых, ОВК собирается продавать акции за рубли. После мощного роста курса доллара, рублевый индекс ММВБ заметно поднялся и сейчас всего на 15% ниже своих исторических максимумов 2007-2008 годов. Между тем, ставки рублевых кредитов очень высоки. Возможно, что продажа небольшого пакета акций - не самый плохой способ привлечь финансирование», - пояснил эксперт «Веку».
«Я полагаю, что данное размещение - часть некой более масштабной операции по реструктуризации пассивов компании, - заявил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Для выхода на рынок капитала ситуация сейчас, мягко говоря, не слишком благоприятная, да и предлагаемое к размещению количество акций вряд ли будет интересно крупным инвестфондам, что, собственно, и отмечает большинство наблюдателей. Все это больше похоже на перераспределение акций между родственными структурами: большая часть размещения вполне может быть выкуплена дружественными компаниями или банками. В этом случае рыночная конъюнктура действительно большой роли играть не будет. В любом случае сделку можно приветствовать, потому что она несколько оживляет тот унылый фон, который сложился у нас на фондовом рынке в последнее время. Хотя конечно о перемене тенденций говорить пока не приходится».
По словам Романа Савушкина, в ближайшие годы все-таки можно ожидать роста рынка железнодорожных перевозок, на котором «ОВК заработает больше, чем остальные». Может сыграть на руку компании и обещание правительства РФ направить более 11 млрд. рублей на поддержку вагоностроения в 2015-2018 гг. Также, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в этом году будет выделено 2,35 млрд. рублей в виде субсидий на закупку инновационных вагонов.
Тем не менее, пока не открылись внешние финансовые рынки, не оправилась внутренняя банковская система. И хотя вагоностроителям, по сути, удалось отстоять свои позиции в споре с операторами по поводу списания старого парка вагонов, этот процесс займет не один год. УВЗ, «Рузхиммаш» Олега Дерипаски, «Алтайвагон», Барнаульский и Рославльский заводы обещают сократить персонал или отправить часть сотрудников в вынужденный отпуск. С января стоит «Промтрактор-Вагон», введено внешнее наблюдение на Орском вагонном заводе…
Поэтому не исключено, что господин Несис, как и ранее, будет «подогревать» рынок, продавая инновационные вагоны самому себе – то есть входящему в холдинг оператору «Восток1520». «Вместо того, чтобы снижать цены на свою продукцию, производители формируют такие искусственные конструкции», - говорил ранее «Коммерсанту» один из участников рынка.
Отметим также, что Александр Несис явно торопится – да, о возможном выходе ОВК на IPO он говорил Bloomberg еще в октябре 2013 года, оценив компанию в $2-3 млрд. Но уточнял, что это произойдет не раньше, чем через три года, и на Лондонской бирже. Теперь вот Роман Савушкин говорит, что, работая в отрасли, где и ценообразование, и затраты рублевые, имеет смысл размещаться только в России.
«Удивительно, что кто-то собирается сейчас выходить на биржу, - недоумевает в беседе с «Веком» известный трейдер Дмитрий Голубовский. - Инвестиции - на нуле. Только-только притормозилось бегство капитала. Ситуация хрупкая. Я полагаю, что осенью будет вторая волна кризиса и девальвации. Биржа расти не будет».