По данным собеседника издания в правительстве, обсуждение нового подхода к организации пассажирских перевозок на дальние расстояния состоялось в конце прошлого года на заседании в Минэкономразвития. Проект также был представлен в транспортное ведомство, ОАО РЖД и другие заинтересованные структуры. Автором проекта выступил Совет потребителей услуг железнодорожной монополии.
Там считают, что затягивать с оптимизацией направлений, по которым осуществляются пассажирские перевозки, не стоит, - соответствующая работа должна быть выполнена в 2017-2019 годах. Затем, начиная с 2020 года, ставка будет делаться на поиск инвесторов, готовых вложиться в оптимизированную маршрутную железнодорожную сеть. Дальнее следование ждет жесткое урезание: авторы полагают, что перевозить пассажиров поездами целесообразно только на расстояния, не превышающие 1 тыс. км. Дистанции от 1 тыс. км до 3 тыс. км позиционируются как промежуточные, зато маршруты, дальность следования которых превышает 3 тыс. км, необходимо сократить, считают разработчики документа.
Перевозить пассажиров на расстояние 3 тыс. км и более рационально только в труднодоступной местности, также не следует упразднять имиджевые перевозки, примером которых является поезд «Москва – Владивосток». Что касается маршрутов с дальностью около 2 тыс. км, то на них необходимо активно внедрять альтернативу в виде авиарейсов. Зато железнодорожное сообщение между большими городами, расстояние между которыми не превышает 1 тыс. км, должно наращиваться. Что касается повышения комфорта перевозок, то основной акцент будет сделан на сокращение доли плацкартных, а также общих вагонов, - на дальних маршрутах таковых должно остаться не более 10%.
Также специалисты считают необходимым усилить конкуренцию на рынке дальнемагистральных пассажирских перевозок. Лидерство РЖД оспаривать не планируется, однако объем выполняемых гигантом перевозок должен сократиться за 13 лет до 70%. Для этого на рынок должны выйти региональные пассажирские компании. Последние ныне имеют право обслуживать маршруты, протяженность которых не превышает 200 км. Авторы концепции полагают, что данное ограничение должно быть отменено.