10% акций РЖД могут выставить на торги

Дивидендную политику РЖД отправили на доработку. Чтобы дисциплинировать корпорацию, Минфин настаивает на приватизации 5–10% ее акций за 200–400 млрд рублей и привязке зарплат топ-менеджмента к рыночной стоимости бумаг.

Правительство намерено пересмотреть порядок выплаты дивидендов железнодорожным монополистом и ужесточить дисциплину гиганта. Соответствующий вопрос рассматривался на совещании в кабмине. В центре внимания его участников также оказалась инвестиционная программа компании на ближайшие три года. Собеседники «Известий» говорят, политику «РЖД» в части выплаты дивидендов раскритиковали представители финансового ведомства. Их возмутило отсутствие в планах компании перечислять дивиденды акционерам в обозримом будущем. Также вопросы Минфина вызвала целесообразность инвестиций, намеченных корпорацией в рамках федерального плана развития магистральной инфраструктуры.

Источники считают, что акции «РЖД» должны быть проданы в частные руки, а жалованье и бонусы топ-менеджеров компании следует привязать в зависимость к биржевым котировкам ценных бумаг. В Минфине поясняют, железнодорожный гигант систематически не выполняет требования кабмина по выплате дивидендов. Если же 5-10% акций компании поступят на рынок, этого хватит, дабы увязать вознаграждение ее руководства к расценкам на ценные бумаги. Инсайдеры говорят, участники рынка готовы заплатить за указанный пакет от 200 млрд до 400 млрд рублей.

За минувший год «РЖД» получили доходы по МСФО на 2,4 трлн рублей, что на 100 млрд рублей превысило показатель предыдущего года. Зато чистая прибыль компании в 2018 году составила 35 млрд рублей, а в 2017 – 140 млрд рублей. Тем не менее, в формате дивидендов «РЖД» выплатили, соответственно, 8,8 млрд и 5,1 млрд рублей, что составляет гораздо меньше 50% прибыли по МСФО, которые правительство настоятельно рекомендует отчислять. В частности, половину прибыли перечисляют акционерам «Ростелеком», «Роснефть» и прочие столпы отечественной экономики.

Реклама на веке

Собеседники издания указывают, продажу пакета акций госкомпании лоббирует только Минфин, зато отраслевые ведомства выступают против. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, перед началом приватизации «РЖД» власти должны распланировать ожидаемые последствия и эффект данного шага. Не исключена ситуация, при которой компания станет исправно отчислять дивиденды, но соотношение «цена-качество» ее услуг для населения резко ухудшится.

Реклама на веке
Фрейндлих: я в кино – пришелец ЦИК усмотрел давление местных властей на избиркомы