Фрейндлих: я в кино – пришелец

Накануне известной советской и российской актрисе театра и кино, Народной артистке СССР Алисе Фрейндлих исполнилось 85 лет. Хотя глядя на эту очаровательную женщину, наблюдая ее на сцене Большого драматического театра им. Товстоногова на Фонтанке, где она продолжает выступать, в это даже не верится.

Театру в Санкт-Петербурге Фрейндлих отдала 35 лет, поэтому неудивительно, что именно он занимает в ее жизни особое место.

От амплуа травести до Народной артистки СССР

Впервые Алиса Фрейндлих ступила на сцену театра в 23 года. И первая роль ей досталась – мужская. Это был 14-летний подросток Гоги из постановки «Человек с портфелем». Потом было сыграно немало разноплановых ролей в театре и кино. Сыграно с душой, с таким неподражаемым блеском и каким-то внутренним шиком, что Фрейндлих была по праву удостоена многих премий, в том числе Государственной премии Российской Федерации, Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского. Она является Народной артисткой СССР и лауреатом премии правительства РФ, награждена 6-ю орденами.

Реклама на веке

Алиса пошла по стопам отца

Родилась Алиса Бруновна в центре Ленинграда, в доме, расположенном на Исаакиевской площади. Отец ее происходил из немецкого рода и был актером. А мама занималась на драматических курсах в Театре рабочей молодежи. Вот так и познакомились родители Алисы. Как-то уж так сложилось, что с самого детства девочка не сомневалась, что будет именно актрисой. В школе она занималась в театральном кружке, а потом сразу поступила в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского.

Всю блокаду Алиса с мамой и бабушкой пережила в осажденном Ленинграде. Перед войной родители разошлись, и ее отец уехал в Ташкент. Позднее актриса, вспоминая то время, говорила, что бабушка все время что-то заставляла их делать, отвлекала, они много читали, мастерили. И выжили, по словам Фрейндлих, только благодаря строгому режиму, четкому распорядку дня.

Кто знает, может быть, благодаря этим испытаниям у нее и выработался тот стержень, та внутренняя сила, которая и помогла в будущем преодолеть трудности в жизни. Ведь актрисе сначала давали играть только эпизодические роли как в кино, так и на сцене театра. Многих бы это сломило, заставило бы отказаться от мечты. Многих, но только не ее! Невероятное трудолюбие Фрейндлих, ответственность за любую роль просто подкупает.

Судьбоносная встреча

В начале 1960-х годов Фрейндлих знакомится с прославленным актером и тогда еще начинающим режиссером Игорем Владимировым. Его приглашают в Театр Комиссаржевской поставить несколько спектаклей, в труппе которого была и Алиса Бруновна. Игра Фрейндлих его просто поразила до глубины души. Поэтому, когда он возглавил театр им. Ленсовета, то пригласил туда и Фрейндлих. Творческий союз стал семейным. И здесь искусство только выиграло от этого. Фрейндлих всегда говорила, что влияние на нее мужа как актера и режиссера помогало в ее профессиональном становлении, являлось в ее артистической судьбе определяющим.

«Она не просто звезда, но легенда»

Так сказал об Алисе Фрейндлих молодой режиссер Владимир Котт, в фильме которого «Карп отмороженный» два года назад она сыграла роль темпераментной деревенской женщины.

Мало того, что она умеет слушать режиссера несмотря на разницу в возрасте, она делает все точно. В интервью «Известиям» Котт вспоминает такую немаловажную деталь, что свою роль актриса записывает в тетрадь, выделяет фразы и знает роль точно, а не примерно, как это часто бывает в артистической среде. «У Алисы Бруновны все железно», - вот эта его фраза характеризует отношение человека к своему делу, показывает, насколько серьезно артист воспринимает роль, вживается в нее.

Об удивительной возможности перевоплощения Алисы Фрейндлих говорит и режиссер Константин Худяков. В фильме «На Верхней Масловке» у нее была роль очень неприятной старухи. Однако уговаривать Алису Бруновну не пришлось. По словам режиссера, «чем труднее задача, тем это заманчивее» для Фрейндлих. Худяков рассказывает, что применяли грим, пытались стянуть кожу, чтобы состарить лицо, но все было не то. И вот однажды произошло просто чудо. Шла репетиция, Алиса Бруновна сидела, задумавшись, вся в себе, а потом произошло у нее какое-то неуловимое движение, что-то изменилось внутри и «она постарела на 10 лет».

Вот этот дар так войти в роль, что меняешься внешне, и помогал актрисе в ее карьере. А иначе как объяснить такой феномен, как роль Малыша в спектакле, который поставлен по мотивам сказки про Карлсона Астрид Линдгрен. Когда была премьера спектакля, актрисе исполнилось 34 года. Трудно поверить, что можно сыграть роль 7-летнего мальчишки в таком возрасте. А ведь удалось! Да еще как!

Сохранились фрагменты видеозаписи постановки, посмотрев которые даже скептик признает, что на сцене «не царственная прима, а одинокий ребенок», которому так нужна дружба. Как это получалось у актрисы, известно только ей. И какой титанический за этим стоит труд - знает только она. Кстати, этот образ очень нравится Алисе Бруновне.

Всенародная любовь после фильма «Служебный роман»

Работа в театре требует самоотдачи, большого труда и внутренней собранности. Ведь надо сыграть так, чтобы зритель поверил происходящему на сцене, надо сыграть чисто, тут нет дублей. Но это театр, где число зрителей ограничено. А кино - совсем другое дело. Без преувеличения можно сказать, что широкую известность Фрейндлих получила после выхода в 1977 году на экраны фильма «Служебный роман», где блестяще сыграла главную роль «мымры», начальницы, которая из увлеченной работой серой женщины превращается в элегантную красавицу. И та разительная перемена, которая происходит с героиней в фильме, тоже удивительна. Перед нами словно два разных человека.

Пьеса была написана специально для Фрейндлих

Иван Вырыпаев пьесу «Волнение» написал специально для Алисы Бруновны. Он же и поставил ее в театре. Это последняя на данный момент театральная роль актрисы, где она играет знаменитую американскую писательницу. Больше года журналист-гей из Польши пытается взять у нее интервью. А потому волнуются все: и журналист, и литературный агент, и дочь главной героини. Переживают все герои пьесы, потому что сюжет довольно неординарный. Писательнице приходится отвечать на неудобные вопросы, например, на самом ли деле она дочь немецкого нациста, который изнасиловал ее мать? Имела ли она молодых партнеров, употребляла ли наркотики? Вопросы сыплются один за другим. Однако зритель видит главную героиню, которая грациозно сидит в кресле, отвечает или уходит от вопросов. Все внимание приковано к ней. Фрейндлих так жизненно играет свою роль, что заставляет волноваться зрителей, держа их в напряжении до самого занавеса.

«Больше театральная актриса, а в кино – пришелец»

В Туле в ноябре этого года проходил кинофестиваль «Улыбнись, Россия!», организатором которого является Алла Сурикова. На фестивале Алисе Фрейндлих вручили награду. По этому поводу актриса заметила, что вклад не такой уж и большой и она готова «вкладываться» и дальше, если годы позволят это. Еще ранее в одном из интервью Фрейндлих как-то призналась, она «больше театральная актриса, а в кино – пришелец». Эта оценка своего вклада в кинематограф говорит только о ее скромности, а вовсе не о том, что он был мал. Персонажи в исполнении Фрейндлих неповторимы, неординарны и уникальны, они такие, что надолго остаются в памяти. Благодарный зритель с нетерпением ждет ее новых ролей как в кино, так и на сцене театра.

Реклама на веке
Когда ушли фанаты, «Спартак» разгромили 10% акций РЖД могут выставить на торги