Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 декабря 2019 года стала составлять $90,5 за тонну, увеличившись на $2,2, сообщило Министерство финансов. Пошлина на высоковязкую нефть повысится с 8,8 до $9, на светлые нефтепродукты и масла – с 26,4 до $27,1, на темные - с 88,3 до $90,5 за тонну. Кроме того, пошлина на экспорт товарного бензина увеличится с 26,4 до $27,1 за тонну, прямогонного (нафта) - с 48,5 до $49,7 за тонну, на кокс – с 5,7 до $5,8 за тонну.
Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, останется на нулевом уровне. Также нулевой останется пошлина на сжиженный газ.
Минфин корректирует показатель в зависимости от ситуации на нефтяном рынке: чем выше были цены за последний месяц, тем сильнее будут увеличены сборы и наоборот, отмечает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. Например, в ноябре пошлина была повышена на $1,1, тогда как в октябре снизилась на $3,5, а бензин продолжил дорожать в пределах инфляции.
Данная пошлина имеет большее значение для государства, которое получает возможность увеличивать нефтяные доходы в случае благоприятной обстановки на рынке, а также стимулировать нефтяников производить необходимые продукты во избежание дефицита. С текущего года в рамках налогового маневра в формулу расчета экспортной пошлины включается корректирующий коэффициент, который будет снижаться каждый год, пока в 2024 году показатель не обнулится. После чего данная пошлина будет отменена, а нефтяники будут отчислять часть прибыли в рамках НДПИ.
Учитывая обстановку на нефтяном рынке, следует ожидать снижения пошлины и в декабре: котировки падают на фоне неопределенности по торговой сделке США и КНР, от которой во многом будет зависеть судьба спроса на сырье, уверен Быков.
Да, рост экспортной пошлины никак не влияет на стоимость бензина внутри страны, соглашается главный стратег «Универ Капитал» Дмитрий Александров. На нее, в первую очередь, влияют торговые акцизы, которые регулярно повышает государство, поясняет аналитик. С 1 декабря стоимость пошлины возросла на $2,2, до $90,5 за тонну. Это не сильно ударит по российским нефтяникам, так как в мире нефть марки Brent продается по цене выше $60 за бочку. Периодически цена возрастает или снижается из-за внешних факторов, но и тогда стоимость бензина в России остается прежней. Просто сверхдоходы от продажи нефти выше $40 за баррель пополняют Фонд национального благосостояния.
Более того, по идее, повышение экспортной пошлины на нефть означает удешевление нефти внутри страны, объясняет аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По замыслу «нефтяного маневра», который реализует правительство, к 2024 году должна произойти полная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, но одновременно должен вырасти налог на добычу полезных ископаемых. Это, в свою очередь, должно повысить эффективность отечественной нефтепереработки.
Но на текущий момент налоговый маневр не способствует повышению маржи нефтепереработки внутри страны, и снижение экспортных пошлин оказывает влияние на рост внутренней цены на нефть. То есть НПЗ тратят больше денег на покупку нефти, при этом компенсации в виде «обратного акциза» не всегда дают ощутимую поддержку нефтяникам. Учитывая, что экспортная пошлина на нефть повысилась, можно предположить, что это даст стабилизирующий временный эффект для отрасли, говорит аналитик. В результате рост цен на бензин и рост тарифов в энергетике будут менее заметными.
В самом деле, экспортную пошлину повышают при растущих ценах на нефть на мировых рынках, отметил в интервью «Веку» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Это приводит к росту стоимости нефти и нефтепродуктов при поставках на экспорт – таким образом государство регулирует цены на внутреннем рынке. При повышении экспортной пошлины производителям становится менее выгодно продавать нефть за рубеж, выгоднее продавать ее внутри страны, что насыщает рынок и приводит к снижению цен на топливо. Так выглядит в теории.
На практике же, рассказывает аналитик, при растущих ценах на бензин и дизель в России правительство неоднократно заявляло, что будет повышать экспортные пошлины, чтобы заставить нефтяников снижать цены внутри РФ. В конце концов, власти перешли к прямому регулированию экспортных пошлин в регулярном режиме (их то понижают, то повышают), а в течение нескольких лет планируется обнулить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, при этом увеличив НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).
Получается, что сейчас экспортная пошлина на топливные цены в России не влияет: цены на бензин растут вне зависимости от размера пошлины, потому что регулируются не рыночными методами, а административными. Но, так или иначе, указывает Антонов, тарифы в энергетике по обновленному законодательству в любом случае будут повышены уже в следующем году, поэтому, возможно, и было принято решение о повышении экспортной пошлины – чтобы исключить резкое повышение цен на топливо.
По оценке Быкова, рост цен на бензин по итогу года не должен превысить инфляцию на ожидаемом властями уровне в 4%. Однако это ожидаемый уровень. В реальности он вполне может оказаться по отдельным регионам выше двузначных отметок. И попытка сдержать цены при помощи экспортных пошлин, да еще и с учетом того, что дополнительные доходы пойдут в ФНБ, а отрасль придется сдерживать от инфляции «вручную», никак не защитит потребителя.