Результаты проверок автозаправочных станций на предмет реализации фальсифицированной солярки и бензина и прочих грубых нарушений за прошлый год накануне огласили в Росстандарте. Выяснилось, что на различных отклонениях от утвержденных правил работы попались 18% из 1536 АЗС, на которых побывали ревизоры. Это почти в 2,5 раза ниже данных 2015 года, когда нарушения обнаруживались на 42% заправок. Вместе с тем, 12% АЗС в прошлом году реализовали нефтепродукты, физико-химические свойства которых не дотягивают до нормативных, иначе говоря, поддельный бензин и дизтопливо. Меньше стало нарушений на оптовых нефтебазах – претензии у проверяющих возникли к 21,5% таких объектов вместо 40% в 2015 году.
По мнению участников рынка, заправки вынуждены были повысить законопослушность после того, как полтора года назад глава государства Владимир Путин обязал контролирующие структуры руководствоваться едиными правилами при оценке качества топлива. Однако, говорят эксперты, доля суррогата на отечественных заправках по-прежнему высока, и достигает 10 млн тонн ежегодно. Для сравнения, на легальном рынке в нынешнем году планируется продать до 40 млн тонн бензина и порядка 70 млн тонн солярки. То есть объем фальсификата приближается к 10% проданного россиянам автомобильного топлива.
Как отмечает генеральный директор "Газпромнефть-Лаборатории" Виктор Чуяков, чаще фальсифицируется солярка. До 30% дизтоплива, продаваемых в России, не соответствует нормативам, причем в некоторых субъектах суррогат составляет до 70% от реализуемой солярки.
В Росстандарте полагают, чтобы фальсификата на заправках стало меньше, АЗС необходимо более тщательно проверять. Еще одна предлагаемая мера – выдача паспортов на оптовые партии топлива до его передачи на розничную реализацию. Также в правительстве готовят законопроект о взыскании с АЗС, уличенных в продаже суррогата, 1% от оборота, но не менее 500 тыс. рублей, в качестве штрафа за первичное нарушение. При повторном заправки хотят штрафовать на 2 млн рублей, либо закрывать на 3 месяца. Однако пока инициативу поддержали не все заинтересованные ведомства. А независимые эксперты говорят, паспортизация топлива проблемы фальсификата не решит, поскольку и сегодня НПЗ отпускают качественное топливо. Его разбавление происходит на этапе перевозки либо перевалки на нефтебазах, уточняет гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов.