Это западный начальный участок Великого сибирского пути, где сходятся и расходятся все грузопассажирские потоки с востока и запада России. Омский железнодорожный узел уже к концу XIX века считался крупнейшим на Западно-Сибирской железной дороге. Отсюда ежегодно отправлялось более 5 миллионов пудов различных грузов. Омск уже тогда имел паровозное депо, крупные ремонтные мастерские, главный материальный склад, пакгаузы и прочие объекты инфраструктуры. В 1896 году в Омске открылся железнодорожный вокзал.
И сегодня железная дорога – одна из составляющих экономического развития Омской области. Ежесуточно с территории Омской области по железной дороге вывозится в среднем почти 45 тысяч тонн грузов, за 2010 год показатели грузоперевозок увеличились на 14,3%. Рост железнодорожных мощностей означает для региона появление дополнительных рабочих мест, новый импульс в развитии производства. Омская государственная транспортная академия является кузницей высококвалифицированных и востребованных кадров для системы железнодорожного транспорта.
«ОАО «Российские железные дороги» – крупнейший партнёр Правительства Омской области. Ежегодно региональные власти заключают с железнодорожниками двусторонние соглашения о взаимодействии и сотрудничестве. На паритетных началах в области ведется строительство и реконструкция социально значимых и железнодорожных объектов, а также было закуплено девять электропоездов для пригородных перевозок», - заявили «Веку» в администрации Омской области.