МЭР заявил что-то не то
Кремль удивился данным Минэкономразвития о том, что в России закрылись в течение последнего года 700 тыс. компаний малого и среднего бизнеса (МСБ). Эти данные не соответствуют действительности, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Другие источники», в числе которых налоговая служба и Корпорация по малому и среднему предпринимательству, сообщил чиновник, имеют совершенно другую картину.
«Там другие данные, и они свидетельствуют о более благоприятных процессах. Естественно, не без проблем, но, тем не менее, там все-таки констатируется рост», - отметил Песков. «Существует целый ряд налогоплательщиков, то есть юридических лиц, которые до этого платили налоги по упрощенке, но, перейдя потолок оборота, который предусмотрен для упрощенки, перестают быть малым бизнесом и переходят, например, в категорию среднего. То есть здесь разнонаправленные процессы», - указал пресс-секретарь президента.
«То есть где-то количество сокращается, где-то оно увеличиваются, но в целом данные, о которых вы говорите, не подтверждаются теми данными, которые мы получили из упомянутых источников», - подытожил Песков.
Такая разная статистика
Ранее газета «Известия» сообщила со ссылкой на Минэкономразвития, что за последний год из-за ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тыс. юридических лиц. «Минэкономразвития оценило количество закрывшихся юридических лиц с августа 2018 года по август 2019-го в 667,9 тыс. единиц. Все предприятия относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным ФНС, за четыре года их число уменьшилось на 5,2%, таким образом к началу сентября в России действовало 2,4 млн. юрлиц», - пишут «Известия».
В отношении предприятий малого и среднего бизнеса специалисты все чаще произносят слово «стагнация», о начале которой стали говорить в начале текущего года, заявил «Веку» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Что касается численности предприятий, то она сокращается от года к году, причем нарастающими темпами. Для сравнения: численность малых предприятий в 2018 году составляла 260 тыс. (падение 2,3% относительно 2017 года), в 2019 году – 248,5 тыс. (-6,28% относительно 2018 года). При этом численность средних предприятий в 2018 году составляла 19,6 тыс. (-3,02% относительно 2017 года), в 2019 году – 18,7 тыс. (-7,23% относительно 2018 года).
За два года количество малых предприятий в стране сократилось на 6,4%, предприятий среднего бизнеса – на 8,7%, подсчитал эксперт. Темпы сокращения растут. Судя по динамике, в ближайшей перспективе эта тенденция будет продолжаться. Изменить ситуацию может только снижение налоговой нагрузки. Однако, по последним данным, нагрузка на несырьевой сектор растет значительно быстрее, чем на сырьевой.
За 10 лет сумма уплаченных налогов на каждое предприятие без учета страховых взносов выросла в среднем в 2,6 раза (в то время как в сырьевом секторе нагрузка показала рост в 2,2 раза за тот же период). В сфере торговли фискальные сборы увеличились в 4 раза (не удивительно, что число предприятий торговли сократилось почти на треть, а в несырьевом секторе в целом на 12%).
Можно ли доверять МЭР?
Расхождение в оценках очень странное, учитывая, что первичные данные и в администрации президента, и в МЭР, скорее всего, берутся из одинаковых источников, комментирует «Веку» ситуацию главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. Возможно, предполагает он, имеет место различие в рассматриваемых периодах, в Минэкономразвития были взяты данные по август 2019 года, а Песков говорит о более свежей статистике. И все равно объяснить такие расхождения локальными историями вроде роста оборота компаний не представляется возможным.
По мнению эксперта, цифрам МЭР определенно можно доверять, они укладываются в общие тренды последних лет, где фиксируется и рост налоговой нагрузки на МСБ, и сокращение реальных доходов граждан, а это главный потребитель для МСБ, и, наконец, уменьшение числа предприятий, которые ожидают роста российской экономики в ближайшее время. К тому же трудно заподозрить Минэкономразвития в желании занизить статистику, за которую оно же и отвечает.
Вообще, снижение делового оптимизма бизнеса происходит сейчас во всем мире, отметил Быков. В том числе и в наиболее экономически развитых странах (США, Германия и другие), это связанно с объективным фактором завершения экономического цикла и начала спада в мировой экономике. Но если в других странах, например, в тех же США и Германии, этот спад смягчается посредством снижения налогов, как это сделал Дональд Трамп, или масштабных вливаний дешевых денег в экономику, как это делается в еврозоне, то в России напротив налоги повышаются, ухудшая состояние МСБ.
Если спад в мировой экономике продолжится, а предпосылок к тому, чтобы этого не произошло, пока нет, то тогда нас ждет постепенный пересмотр обещанных темпов роста к более реальным значениям в районе 1-1,5% на горизонте ближайших 3-4 лет в лучшем случае. Естественно, что для МСБ это означает сохранение всех действующих сейчас негативных трендов, констатирует Быков. Неизвестной переменной здесь может быть лишь налоговая нагрузка, она может увеличиться, и тогда сокращение количества юридических лиц МСБ ускорится, либо она может остаться неизменной, и тогда ситуация с МСБ стабилизируется.
Логичный сценарий
Между тем, в сложившейся ситуации, как и в случае дебатов по вопросу о чрезмерных темпах роста потребкредитования, регуляторы не предлагают конструктивных решений проблемы, связанных с изменением их политики, отметил в интервью «Веку» аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. На рынке достигнуто максимальное за 15 лет - превышающее даже уровни, соответствующие периоду активной фазы глобального кредитного кризиса 2008 года – значение доли «просрочки» по кредитам нефинансовому сектору в 8%.
Под влиянием столь значительного роста «просрочки» банки сократили в октябре 2016 – октябре 2018 годов средний темп выдачи кредитов нефинансовому сектору до 1,4% (г/г), это минимальное значение за 15 лет. На этом фоне сокращение числа предприятий МСБ или значительное ухудшение динамики их показателей выглядит логичным сценарием вне зависимости от методик оценки.
Необходимы меры по снижению рисков заемщиков и кредитных организаций, уверен аналитик. Подавление инфляции за счет экономического роста в условиях ужесточения монетарных условий и бюджетной политики ведет к формированию системных рисков, в том числе массовых дефолтов заемщиков. Эти риски справедливы и для сектора МСБ.