Судя по заявлениям американской стороны, собственными ракетными двигателями в ближайшем будущем им обзавестись не удастся. Американские ракеты «Атлас» преодолевают земное притяжение в том числе с помощью мощных жидкостных ракетных двигателей РД180, которые были разработаны и в настоящее время изготавливаются в НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко в подмосковных Химках.
В Химках к празднованию Дня космонавтики начали готовиться заблаговременно – для горожан 12 апреля дата более знаменательная, чем вошедший в практику в последние 10-15 лет День города. Еще бы: почти все градообразующие предприятия относятся к ракетно-космической отрасли. А это значит, что в каждой семье есть люди, которые работали, работают или готовятся работать на космос. Поэтому художественной выставке, которая развернута в городе еще с конца марта, заранее обеспечен успех: химкинские художники знают интересы своих почитателей. Портреты конструкторов ракетно-космической техники соседствуют в фойе Дворца культуры «Родина» с космическими пейзажами, которые, несмотря на тысячи фотоснимков, продолжают создавать живописцы. И это не случайно: космизм от начала веков присущ сознанию русского человека.
И нет никакого сомнения в том, что самыми активными и заинтересованными зрителями этой экспозиции будут сотрудники НПО «Энергомаш» – предприятия, которое с гордостью носит имя своего основателя – академика Валентина Глушко.
Никто лучше энергомашевцев – а их насчитывается сегодня около 4 тыс. человек – не знает, что с момента запуска первого спутника в 1957 году и до нынешних стартов космических ракет приоритет нашей страны обеспечивают созданные на их предприятии мощные ЖРД. Потому что «нет двигателя – и любая, самая совершенная конструкция ракеты со всей ее начинкой – мертва». То есть, попросту не взлетит.
Автор приведенных выше слов – академик Валентин Петрович Глушко – одна из самых загадочных фигур в истории российской науки и техники.
«Википедия» в статье «Космонавтика» о нем не упоминает вовсе, а сам термин «космонавтика», по мнению авторов текста, впервые был употреблен на русском языке одним из пионеров советской ракетной техники Г. Э. Лангемаком.
Между тем, в разделе об устройстве орбитальных станций «Салют» упоминается о наличии душевой кабины и расположенном в изолированном отсеке космическом туалете. Автором идеи установить на станции «Салют» системы и агрегаты от корабля «Союз» указан космонавт Константин Феоктистов, которого поддержал в этом вопросе секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов. Его мнения якобы оказалось достаточно, чтобы в Политбюро ЦК КПСС «одобрили план и вынесли соответствующее постановление»… Будто одного этого достаточно для решения сложнейших технических задач, стоявших перед космической отраслью.
Хорошо, есть другие источники.
В энциклопедии «Авиация» можно узнать о том, что Валентин Глушко - советский ученый в области ракетно-космической техники, один из основателей советской космонавтики, основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей и космических агрегатов. Руководитель разработки ракетно-космической системы «Энергия»-«Буран».
Энциклопедический словарь: Валентин Глушко - российский ученый-конструктор, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. Под его руководством созданы жидкостные ракетные двигатели, устанавливаемые на многие отечественные космические ракеты.
«Большая Советская Энциклопедия»: Валентин Глушко - советский ученый в области физико-технических проблем энергетики. …разработал профилированное сопло и теплоизоляцию камеры сгорания двуокисью циркония, предложил химическое зажигание и самовоспламеняющееся топливо.
А еще Валентин Глушко – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии, награжден пятью орденами Ленина, Орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени.
Все неоспоримые заслуги перед страной гениального ученого и конструктора перечислять можно очень долго. И все же его имя до сих пор остается малоизвестным. Академик В.П. Глушко был строжайше засекречен вплоть до самой смерти 10 января 1989 года. Точнее сказать – засекречен на Родине, поскольку в западной печати информация о нем стала публиковаться уже в конце 60-х годов XX века. Его фамилия время от времени появлялась в изданиях, выходивших в ГДР и США. В 60-е годы прошлого столетия фамилия Глушко вошла в справочник «The International. Who is who»:
«Глушко Валентин Петрович, основоположник двигателестроения, родился в 1908 году, окончил Ленинградский университет, в 1953-1958 годах – член-корреспондент АН СССР, с 1958 года – академик АН СССР, член бюро отделения физико-технических проблем энергетики…» И в то же время на Родине он в открытой печати скрывается за псевдонимом Г. В. Петрович, под которым его статьи публикует «главная» газета страны – «Правда».
Не секрет, что для многих «технарей» четко и ясно сформулировать свои соображения, изложить сложную техническую проблему в общедоступной научно-популярной форме – задача трудная, иногда и непосильная. Уникальность личности академика Глушко состоит в том, что он в равной степени был наделен и талантом исследователя, конструктора, организатора производства, и недюжинными литературными способностями, которые проявились у него еще в школьные годы, когда 14-летний гимназист Валентин Глушко приступил к написанию книги под названием «Проблемы эксплуатации планет». Ни много ни мало, а именно так! Книга состояла из двух частей – «О будущем Земли» и «О будущем человечества», всего 203 страницы.
Спустя почти полвека академик Глушко, перечитав чудом сохранившуюся рукопись, вспоминал: «В начале 20-х годов мало кто принимал всерьез разговоры о полетах человека в космос. Я задался целью убедить широкие читательские круги этим научно-популярным трудом не только в полезности, но и неизбежной необходимости осуществления межпланетных полетов».
Эпиграфом ко второй части своей книги юный Глушко поставил слова К. Э. Циолковского, которые сегодня стали хрестоматийными и ежегодно дублируются всеми СМИ в статьях, посвященных 12 апреля: «Планета есть колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Одесский гимназист писал: «Сделав краткий очерк всех грядущих возможностей гибели человечества, мы видели, что, с одной стороны, старушка-Земля не застрахована от роковых влияний, могущих изменить состояние ее поверхности, что всякая жизнь на ней должна будет прекратить свое существование, с другой же стороны, возможны тысячи гибельных влияний или случайностей, порождаемых уже не космическими причинами, а самим существованием человека. Но вся масса этих несчастий и всевозможных рассмотренных нами случаев гибели человечества и его культуры отпадает, если мы обратим свой взор к завоеванию межпланетных пространств».
Первое впечатление от прочитанного – насколько актуальны эти слова сегодня. Но за первым впечатлением следует второе: а откуда одесский школьник Валентин Глушко знал ставшую сегодня хрестоматийной фразу «чудака» из Калуги? В начале двадцатых-то годов XX века? На этот вопрос отвечает сам академик Глушко: «В 1923 году, 26 сентября, написал письмо Циолковскому, в Калугу, Коровинская, 61, с просьбой выслать его труды. Через короткий срок (8 октября), к моей великой радости, получил ответное письмо от Циолковского вместе с некоторыми изданиями его трудов.
Вскоре Циолковский сообщил, что впредь будет высылать мне все издаваемые им труды. Так началась переписка с Циолковским, продолжавшаяся ряд лет. …В течение зимы 1923-1924 гг. я получил практически все интересовавшие меня труды Циолковского, кроме классических 1903 и 1911-1912 гг., лишних экземпляров которых у него самого не было».
К этому же времени относится и первый конструкторский опыт Валентина Глушко. «Это была первая в моей жизни реальная возможность практической деятельности в области ракетной техники. Я был очень обрадован предложением (поступившим от организатора 1-й народной астрономической обсерватории в Одессе А. Стефановского – авт.), смущен его неожиданностью, поблагодарил и обещал подумать. Но в итоге этих раздумий родился лишь наивный эскизный карандашный рисунок корпуса ракеты в разрезе с примитивным двигателем и тормозным посадочным устройством.
В головном отсеке была нарисована лежащая собака как первый пассажир. Я понял, что еще не готов для практической деятельности. Ведь мне шел только пятнадцатый год».
И подросток начал учиться еще увлеченнее, чем раньше. Самыми интересными предметами стали физика, химия, астрономия, механика, он читал дополнительную литературу и делал доклады для одноклассников, заменяя подчас учителей. «Математика, - вспоминает академик Глушко, - интересовала меня как средство для решения конкретных практических задач».
Кроме этого, он собирал материал для своей книги о необходимости межпланетных и межзвездных путешествий. Глушко искал информацию по этой теме в древнегреческой и древнеримской литературе, индийских текстах, китайских и японских легендах. Не были обойдены вниманием и жития святых, в которых вознесение на небо было нередким сюжетом. И опять не устаешь поражаться актуальности, с которой звучат сегодня слова одесского школьника, написанные им почти столетие назад: «Все распространяющаяся промышленность ежегодно истощает нашу планету, что заставляет человека задуматься над расширением сферы своей эксплуатации… Судьба источников промышленной энергии и сырья решает… вопрос существования всего человечества. Этот надвигающийся кризис истощения Земли висит дамокловым мечом над нашими головами. … Призрак истощения земных недр руководит политикой всего мира, и нет ничего удивительного, если будет суждено разыграться мировой войне, которой еще не знала история. …Наша цивилизация, принявшая невиданные доселе формы своего развития, жадными лапами хищнически истощает и уничтожает то, что давало и дает нам жизнь».
Таково было мнение 16-летнего школьника (эти строки были написаны в 1924 году), что свидетельствует еще об одном врожденном качестве этого уникально человека – высочайшем чувстве ответственности за все и всех, кто и что оказывается связанным с ним на жизненном пути. И впоследствии, уже будучи назначенным на должность главного конструктора ОКБ-РД в военном 44-м, он принимал на себя всю ответственность не только за порученный ему проект государственной важности, но и за своих сотрудников, которых к выполнению этого проекта привлекал. «Прошу утвердить в должности и установить с 1/YIII-44 г. персональные оклады по 2400 руб. моим заместителям Д. Д. Севруку и Г. С. Жирицкому», - пишет Глушко заместителю народного комиссара авиационной промышленности В. П. Кузнецову. И приводит краткие, но исчерпывающие характеристики своих ближайших коллег:
«Д. Д. Севрук является зам. гл. конструктора по испытаниям и производству, крупный специалист в области автоматики и испытаний реактивных двигателей, лично проводит все ответственные стендовые и летные испытания реактивных двигателей.
Г. С. Жирицкий является зам. гл. конструктора по конструкторской части, доктор технических наук, профессор, конструктор ряда основных узлов двигателей РД-1 и РД-3, крупнейший специалист по газовым и паровым турбинам и по насосам».
И далее, в тот же адрес: «С целью сохранения коллектива ОКБ-РД для дальнейшей работы по созданию более мощных двигателей считаю необходимым материально обеспечить этих руководителей конструкторских групп настолько, чтобы не создавать у них необходимость в поисках места работы, где оплата труда будет более соответствовать их квалификации.
Поэтому прошу Вас установить персональные оклады по 2000 руб. наименованным ниже работникам ОКБ-РД:
Королев Сергей Павлович, руководитель группы реактивных установок.
Уманский Наум Львович, руководитель группы редукторов.
Витка Владимир Андреевич, руководитель группы автоматики.
Лист Григорий Николаевич, руководитель группы камер».
В годы войны В. П. Глушко трудился над проектом использования вспомогательного ЖРД для боевых самолетов с целью улучшения их маневренности в полете и уменьшения длины разбега при взлете. За эту работу в 1945 году Глушко получил свой первый орден – Трудового Красного Знамени. А когда в 1961 году академик Глушко получил вторую Золотую Звезду, звания Героя Социалистического Труда были удостоены еще 10 сотрудников руководимого им предприятия. Заметим, что «Энергомаш» славился одним из самых больших в отрасли числом героев труда, лауреатов государственных премий.
Валентин Глушко писал: «Счастлив тот, кто нашел свое призвание, способное поглотить все его помыслы и стремления. Дважды счастлив тот, кто нашел призвание еще в отроческие годы. Мне выпало это счастье». И это счастье в полной мере разделил с Глушко созданный и руководимый им коллектив единомышленников.
Автор выражает благодарность сотрудникам НПО «Энергомаш» Владимиру Судакову и Галине Красовой за помощь в работе над материалом.
Фото из архива НПО «Энергомаш имени академика В. П. Глушко».