Бензин опять подорожает
Россия, одна из крупнейших нефтедобывающих стран, столкнулась с нехваткой… бензина. Оптовые цены на него растут опережающими темпами уже полтора месяца. Еще немного, и на АЗС стоимость топлива вырастет на 15-20%.
Депутаты просят вмешаться премьера Виктора Зубкова, а Федеральная антимонопольная служба готовится запросить у крупных нефтяных компаний сведения о структуре сбыта топлива. Подорожание бензина приведет, в свою очередь, к очередному скачку потребительских цен. Таким образом, продекларированная правительством борьба с инфляцией может закончиться сокрушительным поражением и очередным чувствительным ударом по кошелькам простых россиян.
За прошлую неделю с 30 октября по 6 ноября цены на бензин уже выросли на 0,4%, что является рекордом с начала года. Оптовые цены растут намного быстрее - за тот же период они выросли на 1,7%. Всего же с конца сентября дизтопливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 - на 4%, А-92 - на 8,6% и А-95 - на 5,8%. И в ближайшее время розничные цены будут наверстывать отставание от оптовых, уверяют эксперты.
Ситуация на рынке, как утверждают владельцы АЗС, угрожающая. По их словам, «высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем - в минус». При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. «Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей», - возмущаются владельцы частных заправок. Это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе торговать никто не будет. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно - на 1,5-2 руб./л - поднимать цены, либо закрывать АЗС.
Ситуацией уже обеспокоились в Госдуме и хотят привлечь внимание правительства. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев в понедельник обратился к премьер-министру Виктору Зубкову с письмом, в котором выразил обеспокоенность депутатов складывающейся тенденцией роста средневзвешенных цен на нефтепродукты.
Как говорится в сообщении пресс-службы комитета, депутат попросил предоставить информацию о принимаемых правительством страны мерах по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. «По имеющимся оценкам, скачок цен на нефтепродукты обусловлен, с одной стороны, временным дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих заводов и, с другой стороны, резким увеличением внутренних цен на сырую нефть в начале ноября. Последнее же связано с повышением уровня налоговой нагрузки на нефтегазовые компании в условиях роста мировых цен на нефть», - отмечается в пресс-релизе.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», - поясняет эксперт. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь НПЗ выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции.
За прошлую неделю с 30 октября по 6 ноября цены на бензин уже выросли на 0,4%, что является рекордом с начала года. Оптовые цены растут намного быстрее - за тот же период они выросли на 1,7%. Всего же с конца сентября дизтопливо подорожало на 13,2%, бензин А-80 - на 4%, А-92 - на 8,6% и А-95 - на 5,8%. И в ближайшее время розничные цены будут наверстывать отставание от оптовых, уверяют эксперты.
Ситуация на рынке, как утверждают владельцы АЗС, угрожающая. По их словам, «высокооктановыми бензинами мы уже торгуем в ноль, а дизелем - в минус». При этом на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. «Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей», - возмущаются владельцы частных заправок. Это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе торговать никто не будет. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно - на 1,5-2 руб./л - поднимать цены, либо закрывать АЗС.
Ситуацией уже обеспокоились в Госдуме и хотят привлечь внимание правительства. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев в понедельник обратился к премьер-министру Виктору Зубкову с письмом, в котором выразил обеспокоенность депутатов складывающейся тенденцией роста средневзвешенных цен на нефтепродукты.
Как говорится в сообщении пресс-службы комитета, депутат попросил предоставить информацию о принимаемых правительством страны мерах по стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. «По имеющимся оценкам, скачок цен на нефтепродукты обусловлен, с одной стороны, временным дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих заводов и, с другой стороны, резким увеличением внутренних цен на сырую нефть в начале ноября. Последнее же связано с повышением уровня налоговой нагрузки на нефтегазовые компании в условиях роста мировых цен на нефть», - отмечается в пресс-релизе.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», - поясняет эксперт. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь НПЗ выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции.