«Дочку» РЖД возьмут под депутатскую опеку?
Выставление «Российскими железными дорогами» на аукцион своей стопроцентной «дочки» ОАО «Рефсервис» вызвало заинтересованность среди многих представителей власти, некоторые из них даже заявили о том, что готовы взять данную сделку под личный контроль.
Недавно вышедшая в «Веке» статья о возможной неформальной договоренности между РЖД и единственным претендентом на «Рефсервис» - компанией «Трансгрупп АС» - вызвала в определенных кругах резонанс.
Напомним, что на днях правительство России в лице премьер-министра Владимира Путина одобрило продажу 25% акций компании «Рефсервис», которая осуществляет перевозку скоропортящихся грузов. В свою очередь, ОАО «РЖД» оценило блокпакет акций этой компании в $32,6 млн. Хотя, как полагают аналитики, реальная стоимость 25% «Рефсервис» составляет всего $8,5 млн. Как отмечают эксперты, искусственное завышение госкорпорацией стоимости активов наводит на мысль, что неформальная договоренность между участниками аукциона имеет место быть.
А в это время в кулуарах Госдумы идет оживленное обсуждение решения ведомства Якунина и его последствий. Некоторые депутаты даже готовы послать депутатский запрос, чтобы прояснить сложившуюся ситуацию.
«Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками сделки. И выяснить истинное положение дела крайне затруднительно. В связи с этим депутаты направляют запрос в соответствующие органы, чтобы получить максимально достоверную информацию. Заинтересованные парламентарии могут поступить подобным образом и в этом случае», - заявил «Веку» депутат Госдумы Павел Медведев.
Эксперты подчеркивают, что продажа выгодна руководству РЖД именно сейчас, так как это позволит в условиях кризиса выиграть немалые деньги от сделки.
«Нынешний распил РЖД – это своего рода междусобойчик. Ни для кого не секрет, что РЖД тесно взаимодействует с «Трансгрупп АС». РЖД продает 25% акций своему более чем партнеру, а потом уже участники сделки будут решать, продавать дальше, но уже намного дороже, или оставить активы под своим контролем. Такой вот элемент приватизации государственной собственности. Продажа нужного актива самому себе. Причем, сделка должна быть оформлена так, что покупатель сможет защитить себя в суде, на случай подозрений», - высказал «Веку» свои предположения экономический эксперт Дмитрий Гаврилов.
Причем, специалисты заверяют, что в цену «дочки» входят и откаты нужным структурам. А уж тех, кто жаждет взять себе кусок, у нас в стране предостаточно.
«Сделки на миллионы долларов у нас в основном не проверяются. А это может сыграть на руку тем, кто хочет сконцентрировать однородные активы в одной компании. То есть, одна компания продает другой по частям нужные и выгодные активы», - отметил Павел Медведев.
Помимо непонятной ценовой политики ОАО «РЖД» в глаза бросается еще один факт. Дело в том, что РЖД намеревались продать 25% своей «дочки» еще в первом квартале 2008 года, причем, еще в начале нынешнего года руководство госкорпорации отмечало, что предпочтительным вариантом продажи акций компании был бы конкурс.
«Пока об окончательной цене акций, выставляемых на продажу, говорить не стоит. Должны быть сделаны предложения, и тогда можно будет определиться. Я пока могу сказать по данной планируемой сделке только одно: она должна проводиться так, как было заявлено руководством РЖД, когда форма продажи акций «Рефсервиса» с аукциона была названа не самой оптимальной», - заявлял тогда заместитель гендиректора ОАО «Рефсервис» Олег Богомолов.
Причем, еще буквально 3 месяца назад ожидалось, что покупателями пакета станут либо «Трансгрупп АС», либо N-Trans (в прошлом - «Северстальтранс»).
Однако, как правильно заметил помощник руководителя департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Вячеслав Артемов, «эта сделка – управленческое, а не тарифное решение». Получается, что для РЖД главным фактором является не то, сколько инвестиций получит госкорпорация, а то, кто встанет у руля ОАО «Рефсервис».
«Рефсервис» является лидером по перевозке скоропортящихся продуктов, и, безусловно, такое событие, как продажа его контрольного пакета, повлияет на структуру рынка. Надо учитывать то, что «Рефсервис» обладает не только наибольшим парком рефрижераторных вагонов и термосов, но и своими ремонтными мощностями, за счёт чего данная компания, по сути, определяет стратегию перевозок в своём сегменте грузов на внутреннем рынке. И появление у акций «Рефсервиса» новых владельцев, даже если речь идёт не о контрольном, а о блокирующем пакете, несомненно, повлияет на перспективы развития всех компаний, работающих на рынке рефрижераторных перевозок, - подчеркивает коммерческий директор транспортно-экспедиторского альянса «Восток – Запад» Дмитрий Ермоленко. - По моим данным, «Рефсервис» уже сумел выйти на положительные результаты своей работы. Думаю, что схема менеджмента компании с продажей пакета не претерпит принципиальных изменений, если покупателем станет «Трансгрупп АС». Если же акции купит кто-то другой, то можно ждать определённые штатные изменения в руководстве «Рефсервиса».
Получается, что цена за пакет акций «Рефсервиса» является вполне адекватной для участников сделки. Ведь речь идёт о лидере рынка с очень серьёзным, до сих пор не раскрытым потенциалом. Да и вывод на новый, более тесный уровень отношений покупателя непосредственно с РЖД дорогого стоит.
Напомним, что на днях правительство России в лице премьер-министра Владимира Путина одобрило продажу 25% акций компании «Рефсервис», которая осуществляет перевозку скоропортящихся грузов. В свою очередь, ОАО «РЖД» оценило блокпакет акций этой компании в $32,6 млн. Хотя, как полагают аналитики, реальная стоимость 25% «Рефсервис» составляет всего $8,5 млн. Как отмечают эксперты, искусственное завышение госкорпорацией стоимости активов наводит на мысль, что неформальная договоренность между участниками аукциона имеет место быть.
А в это время в кулуарах Госдумы идет оживленное обсуждение решения ведомства Якунина и его последствий. Некоторые депутаты даже готовы послать депутатский запрос, чтобы прояснить сложившуюся ситуацию.
«Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками сделки. И выяснить истинное положение дела крайне затруднительно. В связи с этим депутаты направляют запрос в соответствующие органы, чтобы получить максимально достоверную информацию. Заинтересованные парламентарии могут поступить подобным образом и в этом случае», - заявил «Веку» депутат Госдумы Павел Медведев.
Эксперты подчеркивают, что продажа выгодна руководству РЖД именно сейчас, так как это позволит в условиях кризиса выиграть немалые деньги от сделки.
«Нынешний распил РЖД – это своего рода междусобойчик. Ни для кого не секрет, что РЖД тесно взаимодействует с «Трансгрупп АС». РЖД продает 25% акций своему более чем партнеру, а потом уже участники сделки будут решать, продавать дальше, но уже намного дороже, или оставить активы под своим контролем. Такой вот элемент приватизации государственной собственности. Продажа нужного актива самому себе. Причем, сделка должна быть оформлена так, что покупатель сможет защитить себя в суде, на случай подозрений», - высказал «Веку» свои предположения экономический эксперт Дмитрий Гаврилов.
Причем, специалисты заверяют, что в цену «дочки» входят и откаты нужным структурам. А уж тех, кто жаждет взять себе кусок, у нас в стране предостаточно.
«Сделки на миллионы долларов у нас в основном не проверяются. А это может сыграть на руку тем, кто хочет сконцентрировать однородные активы в одной компании. То есть, одна компания продает другой по частям нужные и выгодные активы», - отметил Павел Медведев.
Помимо непонятной ценовой политики ОАО «РЖД» в глаза бросается еще один факт. Дело в том, что РЖД намеревались продать 25% своей «дочки» еще в первом квартале 2008 года, причем, еще в начале нынешнего года руководство госкорпорации отмечало, что предпочтительным вариантом продажи акций компании был бы конкурс.
«Пока об окончательной цене акций, выставляемых на продажу, говорить не стоит. Должны быть сделаны предложения, и тогда можно будет определиться. Я пока могу сказать по данной планируемой сделке только одно: она должна проводиться так, как было заявлено руководством РЖД, когда форма продажи акций «Рефсервиса» с аукциона была названа не самой оптимальной», - заявлял тогда заместитель гендиректора ОАО «Рефсервис» Олег Богомолов.
Причем, еще буквально 3 месяца назад ожидалось, что покупателями пакета станут либо «Трансгрупп АС», либо N-Trans (в прошлом - «Северстальтранс»).
Однако, как правильно заметил помощник руководителя департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Вячеслав Артемов, «эта сделка – управленческое, а не тарифное решение». Получается, что для РЖД главным фактором является не то, сколько инвестиций получит госкорпорация, а то, кто встанет у руля ОАО «Рефсервис».
«Рефсервис» является лидером по перевозке скоропортящихся продуктов, и, безусловно, такое событие, как продажа его контрольного пакета, повлияет на структуру рынка. Надо учитывать то, что «Рефсервис» обладает не только наибольшим парком рефрижераторных вагонов и термосов, но и своими ремонтными мощностями, за счёт чего данная компания, по сути, определяет стратегию перевозок в своём сегменте грузов на внутреннем рынке. И появление у акций «Рефсервиса» новых владельцев, даже если речь идёт не о контрольном, а о блокирующем пакете, несомненно, повлияет на перспективы развития всех компаний, работающих на рынке рефрижераторных перевозок, - подчеркивает коммерческий директор транспортно-экспедиторского альянса «Восток – Запад» Дмитрий Ермоленко. - По моим данным, «Рефсервис» уже сумел выйти на положительные результаты своей работы. Думаю, что схема менеджмента компании с продажей пакета не претерпит принципиальных изменений, если покупателем станет «Трансгрупп АС». Если же акции купит кто-то другой, то можно ждать определённые штатные изменения в руководстве «Рефсервиса».
Получается, что цена за пакет акций «Рефсервиса» является вполне адекватной для участников сделки. Ведь речь идёт о лидере рынка с очень серьёзным, до сих пор не раскрытым потенциалом. Да и вывод на новый, более тесный уровень отношений покупателя непосредственно с РЖД дорогого стоит.