Но в ней также говорится, что это будет сделано до 2008 года при создании благоприятных условий. И вот срок прошел, а мнения разделились. Одни приводят аргументы в пользу снижения НДС, другие, не менее убедительно возражают.
В экономической науке еще с 60-х годов прошлого века расхожими стали утверждения, что снижение налогового бремени, в частности НДС, создает более благоприятную атмосферу для экономики. Однако исследования экспертов не выявили значительного влияния этого фактора на экономическое развитие.
Но вот мнение президента организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергея Борисова: «Уменьшение налогового бремени с экономической точки зрения приводит к созданию более благоприятных условий для хозяйствующих субъектов. Особенно, если мы говорим об НДС. Очевидно, что это позволит решить целый ряд вопросов, таких, как увеличение ВВП, снижение себестоимости выпускаемой продукции, развитие предпринимательства».
Как оказалось, НДС обладает существенными достоинствами в отличие от прямых налогов, скажем, налога на прибыль или налога на использование земли, социальных налогов. В сущности, НДС – это налог на потребление, то есть на все закупки, которые осуществляет предприятие для своей производственной деятельности. Он легко контролируется и взимается налоговыми органами. Поэтому он и является основным источником поступлений в бюджет страны.
При этом более трети таких поступлений обеспечивают добывающая промышленность, особенно нефтяная и газовая, а также строительство. В целом от уплаты НДС они обеспечивают 20,7% бюджетных доходов. Из них 19,1% дает нефтегазовый сектор. Обрабатывающие же отрасли платят в бюджет по этому налогу лишь 14,8%. А между тем речь идет о стимуляции производства путем снижения налоговой ставки. То есть если ставка будет снижена, то кто получит большее налоговое облегчение? Опять же нефтегазовый сектор, который и без того живет, скажем, совсем не плохо.
Однако основной вопрос снижения ставки – это возмещение выпадающих доходов. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Минфин произвели расчеты по выпадающим доходам бюджета в результате снижения НДС. Выяснилось, что они составят примерно 500 млрд. рублей. Для их восполнения предлагается использовать средства Стабилизационного фонда. Следовательно, предлагается курс на проедание Стабфонда. Но разве он для этого предназначен?
Кроме того, возникает еще одна проблема, о решении которой практически ничего не известно. Новую шкалу НДС предлагается сделать плоской, то есть одинаковой для всех участников рынка – 13%. Сейчас же кроме обычной ставки в 18% существует еще и льготная - 10% для производителей товаров первой необходимости. Если будет введена плоская шкала в 13%, то получается, что для этих производителей налог будет повышен. А это приведет к росту цен на продукты питания.
Любопытно, что сами налогоплательщики не выражают особой радости по поводу возможного снижения ставки НДС. Вот что говорит президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник «Мне представляется, что вариант развития НДС как налога должен быть иной. Может быть, как налогоплательщику мне бы и пришлось по вкусу снижение ставки до 13%, но как экономисту мне представляется более реальным другой вариант. Снизить НДС, допустим, до 16%, при этом ни в коем случае не трогать льготную ставку 10%. Более того, если уж льготную ставку трогать, то только в сторону снижения. То есть снижение налога должно идти однонаправленно. Если снижать, то снижать обе ставки - и основную, и льготную. Например, такой вариант: 16% - основной налог и 8% - налог на социально значимые товары. Вот это, наверное, цель, которая может быть достигнута в ближайшее время. При этом не будет никаких потрясений для бюджета».
Словом, головная боль от снижения ставки НДС едва ли окупит ожидаемый положительный эффект в экономике. По расчетам МЭРТ и Минфина, ее рост увеличится всего на 0,39%.