«Индульгенция» для Якунина?
Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин наконец-то получил долгожданную «индульгенцию» от Минтранса. В подписанном премьером постановлении Якунину разрешается тратить деньги компании в сумме до 680 млрд. руб. без согласования с советом директоров.
Это означает, что «главный железнодорожник» страны больше не станет спрашивать у контролирующего его Минтранса разрешения на покупку портов...
Напомним, что РЖД еще в прошлом году заявило о намерении стать акционером российских портов. Это позволило бы монополии обходить таких конкурентов, как «Северстальтранс», а также контролировать потоки грузов через эти порты.
Однако против такой инициативы выступал Минтранс. По мнению чиновников ведомства Игоря Левитина, средства следует тратить на профильный бизнес. Это неудивительно, ведь с того момента как Якунин возглавил госкомпанию, амбиции монополиста стали вызывать нарекания не только в Минтрансе, но и в правительстве.
Впрочем, Якунин не обращал внимания на окрики сверху, словно их и не было. Его компания, без каких либо проблем вошла сначала в Усть-Лужский порт, что в Ленинградской области, а затем и в Мурманский.
Примечательно что, как правило, РЖД предпочитает входить в те порты, где у прежних хозяев достаточно «темная» история.
Так, один из владельцев Мурманского порта Николай Егоров, используя знакомства в Кремле, через бывшего главу РФФИ Владимира Малина «оказывал покровительство» предпринимателю и своему будущему партнеру по порту Сослану Харебову. Тот получил по заниженной цене контрольный пакет акций ОАО “Мурманский морской торговый порт“. Впоследствии Малин вошел в совет директоров порта.
Схожая история произошла и в случае с Новороссийским морским торговым портом (НМТП), куда РЖД намереваются войти в ближайшее время. Его основные акционеры Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько в прошлом фигурировали в криминальных разборках 90-х. Злые языки утверждали, что последние даже были участниками одной из ОПГ.
Вот с такой компанией РЖД и осваивает прибрежные просторы России.
Впрочем, у этой проблемы есть еще один аспект. Создав управляющие компании в российских портах, монополист практически перекроет кислород многим независимым операторам по грузоперевозкам. Впрочем, независимыми многие из них назвать сложно, так как во многих компаниях акционером являются или РЖД, или структуры, близкие к ним. Исключением является «Северстальтранс». Кстати, когда-то этой структурой руководил нынешний глава Минтранса Игорь Левитин. Может быть, понимая, что повлечет за собой окончательная монополизация рынка железнодорожных перевозок, он и пытается противостоять Якунину.
После того, как РЖД обратились в Росимущество с просьбой передать им в управление 20% принадлежащих государству акций Новороссийского порта, Минтранс выступил с довольно резким заявлением. По словам чиновников этого ведомства, нецелесообразно выводить из госконтроля единственный южный морской порт, а РЖД следует заниматься собственными проблемами.
Но Якунина это словно не касалось. Компания вынуждена была подчиниться, но это ей не мешало взять в управление у акционеров НМТП 20% ценных бумаг. При этом чиновники РЖД не скрывали, что все равно намерены «войти» в порт.
Кстати, недавно было объявлено о создании управляющей компании НМТП, которая будет занимать развитием этого транспортного узла. Об этом «Век» уже писал, а накануне акционеры НМТП предложили РЖД стать соучредителем этой компании.
Аккурат к этому событию глава кабинета министров Михаил Фрадков подписал документ, согласно которому Владимир Якунин без одобрения совета директоров, (куда входит руководство Минтранса) может заключать сделки на сумму до 680 млрд. руб.
Это означает, что теперь глава РЖД может не спрашивать разрешения на покупку ни у правительства, ни у Минтранса. То есть фактически монополисту можно практически все, но, разумеется, в рамках этой суммы. А это означает, что Якунин может совершать сделки, равные 25% балансовой стоимости активов РЖД.
То, что государственные монополии участвуют в управлении некоторыми активами – это нормально. Такая практика есть во многих развитых странах. И эффект от этого бывает очень положительный. Однако нигде не найти примера, когда госмонополист попирает интересы основного акционера – государства – и нарушает естественное развитие рынка. Впрочем, у нас все возможно. Ведь если ты друг президента, то, обладая таким статусом, тебе можно все.
Напомним, что РЖД еще в прошлом году заявило о намерении стать акционером российских портов. Это позволило бы монополии обходить таких конкурентов, как «Северстальтранс», а также контролировать потоки грузов через эти порты.
Однако против такой инициативы выступал Минтранс. По мнению чиновников ведомства Игоря Левитина, средства следует тратить на профильный бизнес. Это неудивительно, ведь с того момента как Якунин возглавил госкомпанию, амбиции монополиста стали вызывать нарекания не только в Минтрансе, но и в правительстве.
Впрочем, Якунин не обращал внимания на окрики сверху, словно их и не было. Его компания, без каких либо проблем вошла сначала в Усть-Лужский порт, что в Ленинградской области, а затем и в Мурманский.
Примечательно что, как правило, РЖД предпочитает входить в те порты, где у прежних хозяев достаточно «темная» история.
Так, один из владельцев Мурманского порта Николай Егоров, используя знакомства в Кремле, через бывшего главу РФФИ Владимира Малина «оказывал покровительство» предпринимателю и своему будущему партнеру по порту Сослану Харебову. Тот получил по заниженной цене контрольный пакет акций ОАО “Мурманский морской торговый порт“. Впоследствии Малин вошел в совет директоров порта.
Схожая история произошла и в случае с Новороссийским морским торговым портом (НМТП), куда РЖД намереваются войти в ближайшее время. Его основные акционеры Александр Пономаренко и депутат Госдумы Александр Скоробогатько в прошлом фигурировали в криминальных разборках 90-х. Злые языки утверждали, что последние даже были участниками одной из ОПГ.
Вот с такой компанией РЖД и осваивает прибрежные просторы России.
Впрочем, у этой проблемы есть еще один аспект. Создав управляющие компании в российских портах, монополист практически перекроет кислород многим независимым операторам по грузоперевозкам. Впрочем, независимыми многие из них назвать сложно, так как во многих компаниях акционером являются или РЖД, или структуры, близкие к ним. Исключением является «Северстальтранс». Кстати, когда-то этой структурой руководил нынешний глава Минтранса Игорь Левитин. Может быть, понимая, что повлечет за собой окончательная монополизация рынка железнодорожных перевозок, он и пытается противостоять Якунину.
После того, как РЖД обратились в Росимущество с просьбой передать им в управление 20% принадлежащих государству акций Новороссийского порта, Минтранс выступил с довольно резким заявлением. По словам чиновников этого ведомства, нецелесообразно выводить из госконтроля единственный южный морской порт, а РЖД следует заниматься собственными проблемами.
Но Якунина это словно не касалось. Компания вынуждена была подчиниться, но это ей не мешало взять в управление у акционеров НМТП 20% ценных бумаг. При этом чиновники РЖД не скрывали, что все равно намерены «войти» в порт.
Кстати, недавно было объявлено о создании управляющей компании НМТП, которая будет занимать развитием этого транспортного узла. Об этом «Век» уже писал, а накануне акционеры НМТП предложили РЖД стать соучредителем этой компании.
Аккурат к этому событию глава кабинета министров Михаил Фрадков подписал документ, согласно которому Владимир Якунин без одобрения совета директоров, (куда входит руководство Минтранса) может заключать сделки на сумму до 680 млрд. руб.
Это означает, что теперь глава РЖД может не спрашивать разрешения на покупку ни у правительства, ни у Минтранса. То есть фактически монополисту можно практически все, но, разумеется, в рамках этой суммы. А это означает, что Якунин может совершать сделки, равные 25% балансовой стоимости активов РЖД.
То, что государственные монополии участвуют в управлении некоторыми активами – это нормально. Такая практика есть во многих развитых странах. И эффект от этого бывает очень положительный. Однако нигде не найти примера, когда госмонополист попирает интересы основного акционера – государства – и нарушает естественное развитие рынка. Впрочем, у нас все возможно. Ведь если ты друг президента, то, обладая таким статусом, тебе можно все.