18+
  1. Владимир Якунин. Нам не разрешили, а мы все равно пошли

Владимир Якунин. Нам не разрешили, а мы все равно пошли

Владимир Якунин. Нам не разрешили, а мы все равно пошли
До конца июля Минтранс намерен разработать план по созданию управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла (МТУ) и внести его на рассмотрение в правительство РФ, сообщила пресс-служба этого министерства.

Согласно концепции, в новую управляющую компанию должны войти такие структуры, как ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП), ФГУП «Росморпорт», ОАО «РЖД» и администрация Мурманской области. Для «РЖД» в этой ситуации нет ничего нового, ведь компания г-на Якунина давно заявляла о своем желании войти в различные российские порты. Причем, не взирая на бизнес-имидж партнеров.

«Век» уже неоднократно сообщал о том, как Владимир Якунин расчищал себе пространство в порту Усть-Луга, чьим акционером скоро станет ОАО «РЖД». Рассказывали мы и о вхождении «Российских железных дорог» в акционеры Новороссийского порта, некоторые миноритарии которого, по информации ряда российских СМИ, являются в прошлом криминальными авторитетами. И вот теперь Мурманск.

Безусловно, в концепции развития российских портов нет ничего плохого. Когда-то, во времена всеобщего передела, на этом рынке наблюдался полный бардак. Для наведения порядка было создано ФГУП «Росморпорт», которое управляет таким госимуществом, как гидротехнические сооружения в морских портах РФ, а также концентрирует портовые сборы.

Было бы вполне логично если бы именно эта организация представляла государство в российских портах. Однако глава «РЖД», видимо, посчитал по-другому и компания, возглавляемая им, начала активно входить в активы портов.

Судя по всему ММТП ждет такая же судьба.

Напомним, что в настоящее время ОАО «Мурманский морской торговый порт» контролируется группой «РусИнкор», близкой к бизнесменам Сослану Харебову и Николаю Егорову. Эти господа еще в 2004 году заявили о превращении РусИнкора в вертикально-интегрированный холдинг.

На сегодняшний день компания владеет более 65% акций «Киселевскугля» (Кемеровская область) и рядом соседних угольных разрезов, пермским заводом «Элкамнефтемаш“ (насосы для нефтяной отрасли) и другими активами. В прошлом году группа добыла около 6 млн.т. энергетических углей, из которых 60% было экспортировано, в том числе около 1 млн.т. через Мурманский порт. Выручка группы, по ее данным, превышает $200 млн.

Примечательно, что в некоторых СМИ сообщалось о том, что г-н Егоров – человек крайне близкий к Владимиру Путину. Говорили даже, что это именно он инициировал в свое время крах «ЮКОСа». Конечно, это все предположения, но некоторые факты действительно говорят о всемогуществе этого бизнесмена.

Все помнят, как был снят с должности за покровительство «ЮКОСу» бывший руководитель РФФИ Владимир Малин. Так вот, как писал в свое время «Вслух. ру», этот чиновник с подачи Николая Егорова “оказывал покровительство“ предпринимателю Сослану Харебову, получившему по заниженной цене контрольный пакет акций ОАО “Мурманский морской торговый порт“. Войдя в совет директоров компании, Малин создал Харебову “благоприятные условия для работы“. За это Харебов оказывал родственникам и знакомым Малина “услуги имущественного характера». Например, жена Малина Зарина и ее брат Алан Исаев получили по символической цене долю в подконтрольном Харебову бизнесе, а его компания продала родителям Малиной два коттеджа в Химкинском районе по балансовой, а не рыночной стоимости (113 000 руб.). Все это было квалифицировано, как коммерческий подкуп: Малин действовал не как чиновник (в этом случае ему бы инкриминировали взятку), а как представитель руководства компании».

Так же памятен скандал с приватизацией Новочеркасского завода синтетических продуктов (НЗСП). По информации «Московской правды», харебовский «РусИнкор» через подконтрольную компанию «Орион» приобрел завод, который реально на тот момент стоил «в несколько раз дороже». Говорят, что для расплаты за завод и последующих первоначальных инвестиций в производство, Харебов взял кредит в МДМ-банке на сумму около 30 млн. долларов. Сомнительная продажа НЗСП вызвала тогда бурю гнева со стороны самых разных государственных мужей: против выступили и Герман Греф, и ряд депутатов, а один из них — Алексей Агеев – даже направлял запрос тогдашнему генпрокурору Устинову с требованием провести тщательную проверку сделки по продаже завода.

Понятно, что ММТП был необходим «РусИнкору» для обеспечения своей производственной деятельности. В эту же элементарную логику укладывается и необходимость создания Мурманского транспортного узла, так как после потери прибалтийских портов России крайне необходимы морские ворота на севере. Но для чего нужны порты организации, которая осуществляет железнодорожные перевозки? Для бизнеса. Причем непрофильного. За что Владимира Якунина не раз критиковали глава Минтранса Игорь Левитин и руководство Росжелдора.

Впрочем, имея мощное лобби в администрации президента РФ, Якунин словно не обращает внимания на окрики руководства сверху. Более того, недавнее заявление главы «РЖД» по поводу вхождения в Мурманский порт выглядело настоящей издевкой над руководством Минтранса. По словам Якунина, подобное предложение поступило от министра транспорта РФ Игоря Левитина. То есть, ты нам не разрешал, а вот мы заставили.

Такое поведение говорит о том, что все разговоры о равноудаленности не мешают вхожим в Кремль людям, близким как к «РусИнкору», так и к «РЖД», беспрепятственно делать бизнес вопреки государственным интересам.