Кто блокирует Закон о госзакупках?
Сегодня Совет Федерации должен рассмотреть поправки к Федеральному закону «О госзакупках», принятые ранее Госдумой и отклоненные затем сенаторами. Для того, чтобы преодолеть разногласия, была даже создана согласительная комиссия.
Напомним, что прежняя версия закона была принята еще в 2005 году. Новый документ воспринимался тогда, как невиданный прогресс в борьбе с коррупцией. В частности, появилось требование свободного и безвозмездного доступа к информации. Если ранее за подписку, содержащую данные о конкурсах, брали деньги, то новый закон запрещал такую практику и обязывал предоставлять ее бесплатно.
Был определен и статус сайтов, на которых должна размещаться информация о государственных и муниципальных закупках. Впрочем, это не устранило необходимость публиковать всю информацию о госзакупках в официальном бумажном издании и предоставлять по требованиям поставщиков полный комплект конкурсной документации.
Вместе с тем, закон включил аукционы в разряд легитимных способов совершения госзакупок. Появилась возможность проведения аукциона в электронной форме, были введены ограничения на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью. Размер сделки не должен был превышать 500 тыс. рублей. Появился списков товаров, работ и услуг, утверждаемый правительством РФ и содержащий перечни тех товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые разрешено проводить с помощью такой формы торгов.
Но, как показала практика, закон оказался несовершенен. Теперь, чтобы купить несколько шариковых ручек, нужно объявлять конкурс. Под вопросом оказались договоры местных администраций со средствами массовой информации. В случае проведения конкурса его могла выиграть малотиражная районная газета, кабельное телевидение, а не региональное СМИ, а это приводило к тому, что информация доходила не до всех местных жителей.
Закон стал поводом и для злоупотреблений. Так, специалисты Курганского УФАС России установили, что конкурсная комиссия местного техникума не допустила ООО «Карат» к участию в конкурсе по размещению заказа на капитальный ремонт зданий техникума, так как им не были представлены справки об отсутствии процедуры ликвидации и банкротства и о неприостановлении деятельности участника торгов. Вместе с тем, по мнению чиновников ФАС, указанные документы лишь призваны подтвердить обязательные требования к участникам размещения заказа, закрепленные в ст. 11 ФЗ «О госзакупках». Их отсутствие не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Наверное, поэтому одним из тех, кто выступил против прежней версии закона, стал глава ФАС России Игорь Артемьев. Он обратил внимание на то, что предыдущая редакция закона позволила субъектам РФ создавать собственные органы надзора за размещением госзаказа. В судебных разбирательствах эти структуры обычно находятся на стороне заказчика и противостоят ФАС. По словам чиновника, вице-губернатор, который курирует госзакупки, чаще всего курирует и надзор.
«Тендерный комитет проводит закупки с грубыми нарушениями – надзор нарушений не находит. Обиженные фирмы обращаются к нам, мы возбуждаем дело, идем в суд. И кого мы там встречаем? Первый год закон трудно было применять, было много бесхитростных ошибок, которые надо просто простить и пойти дальше. Но в 2008 году уже невозможно будет с этим мириться», — заявил Игорь Артемьев.
Новые поправки, которые приняла Госдума, предусматривают запрет на включение в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа об опыте работы, о деловой репутации, о наличии производственных мощностей, оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Законопроект также обязывает размещать заказы на строительство, реконструкцию и капремонт только через аукционы.
Однако ряд сенаторов выступили против нововведений. В частности, Людмила Нарусова. возмущенно заявила на одном из заседаний СФ: «Кому мы даем «зеленый свет» этими нормами? Фирмам типа «Рога и копыта», которые уже кинули всех и еще кинут?».
После этого, как Совет Федерации «завернул» новый законопроект, была создана согласительная комиссия, которая учла замечания депутатов и сенаторов. И сегодня СФ должен их рассмотреть. Однако многие эксперты сомневаются в том, что поправки будут приняты. Сильное лобби, представляющее интересы региональных властей, может заблокировать решение этого вопроса.
Был определен и статус сайтов, на которых должна размещаться информация о государственных и муниципальных закупках. Впрочем, это не устранило необходимость публиковать всю информацию о госзакупках в официальном бумажном издании и предоставлять по требованиям поставщиков полный комплект конкурсной документации.
Вместе с тем, закон включил аукционы в разряд легитимных способов совершения госзакупок. Появилась возможность проведения аукциона в электронной форме, были введены ограничения на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью. Размер сделки не должен был превышать 500 тыс. рублей. Появился списков товаров, работ и услуг, утверждаемый правительством РФ и содержащий перечни тех товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые разрешено проводить с помощью такой формы торгов.
Но, как показала практика, закон оказался несовершенен. Теперь, чтобы купить несколько шариковых ручек, нужно объявлять конкурс. Под вопросом оказались договоры местных администраций со средствами массовой информации. В случае проведения конкурса его могла выиграть малотиражная районная газета, кабельное телевидение, а не региональное СМИ, а это приводило к тому, что информация доходила не до всех местных жителей.
Закон стал поводом и для злоупотреблений. Так, специалисты Курганского УФАС России установили, что конкурсная комиссия местного техникума не допустила ООО «Карат» к участию в конкурсе по размещению заказа на капитальный ремонт зданий техникума, так как им не были представлены справки об отсутствии процедуры ликвидации и банкротства и о неприостановлении деятельности участника торгов. Вместе с тем, по мнению чиновников ФАС, указанные документы лишь призваны подтвердить обязательные требования к участникам размещения заказа, закрепленные в ст. 11 ФЗ «О госзакупках». Их отсутствие не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Наверное, поэтому одним из тех, кто выступил против прежней версии закона, стал глава ФАС России Игорь Артемьев. Он обратил внимание на то, что предыдущая редакция закона позволила субъектам РФ создавать собственные органы надзора за размещением госзаказа. В судебных разбирательствах эти структуры обычно находятся на стороне заказчика и противостоят ФАС. По словам чиновника, вице-губернатор, который курирует госзакупки, чаще всего курирует и надзор.
«Тендерный комитет проводит закупки с грубыми нарушениями – надзор нарушений не находит. Обиженные фирмы обращаются к нам, мы возбуждаем дело, идем в суд. И кого мы там встречаем? Первый год закон трудно было применять, было много бесхитростных ошибок, которые надо просто простить и пойти дальше. Но в 2008 году уже невозможно будет с этим мириться», — заявил Игорь Артемьев.
Новые поправки, которые приняла Госдума, предусматривают запрет на включение в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа об опыте работы, о деловой репутации, о наличии производственных мощностей, оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Законопроект также обязывает размещать заказы на строительство, реконструкцию и капремонт только через аукционы.
Однако ряд сенаторов выступили против нововведений. В частности, Людмила Нарусова. возмущенно заявила на одном из заседаний СФ: «Кому мы даем «зеленый свет» этими нормами? Фирмам типа «Рога и копыта», которые уже кинули всех и еще кинут?».
После этого, как Совет Федерации «завернул» новый законопроект, была создана согласительная комиссия, которая учла замечания депутатов и сенаторов. И сегодня СФ должен их рассмотреть. Однако многие эксперты сомневаются в том, что поправки будут приняты. Сильное лобби, представляющее интересы региональных властей, может заблокировать решение этого вопроса.