Напомним, что прежняя версия закона была принята еще в 2005 году. Новый документ воспринимался тогда, как невиданный прогресс в борьбе с коррупцией. В частности, появилось требование свободного и безвозмездного доступа к информации. Если ранее за подписку, содержащую данные о конкурсах, брали деньги, то новый закон запрещал такую практику и обязывал предоставлять ее бесплатно.
Был определен и статус сайтов, на которых должна размещаться информация о государственных и муниципальных закупках. Впрочем, это не устранило необходимость публиковать всю информацию о госзакупках в официальном бумажном издании и предоставлять по требованиям поставщиков полный комплект конкурсной документации.
Вместе с тем, закон включил аукционы в разряд легитимных способов совершения госзакупок. Появилась возможность проведения аукциона в электронной форме, были введены ограничения на суммы контрактов, которые можно заключать с ее помощью. Размер сделки не должен был превышать 500 тыс. рублей. Появился списков товаров, работ и услуг, утверждаемый правительством РФ и содержащий перечни тех товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые разрешено проводить с помощью такой формы торгов.
Но, как показала практика, закон оказался несовершенен. Теперь, чтобы купить несколько шариковых ручек, нужно объявлять конкурс. Под вопросом оказались договоры местных администраций со средствами массовой информации. В случае проведения конкурса его могла выиграть малотиражная районная газета, кабельное телевидение, а не региональное СМИ, а это приводило к тому, что информация доходила не до всех местных жителей.
Закон стал поводом и для злоупотреблений. Так, специалисты Курганского УФАС России установили, что конкурсная комиссия местного техникума не допустила ООО «Карат» к участию в конкурсе по размещению заказа на капитальный ремонт зданий техникума, так как им не были представлены справки об отсутствии процедуры ликвидации и банкротства и о неприостановлении деятельности участника торгов. Вместе с тем, по мнению чиновников ФАС, указанные документы лишь призваны подтвердить обязательные требования к участникам размещения заказа, закрепленные в ст. 11 ФЗ «О госзакупках». Их отсутствие не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Наверное, поэтому одним из тех, кто выступил против прежней версии закона, стал глава ФАС России Игорь Артемьев*. Он обратил внимание на то, что предыдущая редакция закона позволила субъектам РФ создавать собственные органы надзора за размещением госзаказа. В судебных разбирательствах эти структуры обычно находятся на стороне заказчика и противостоят ФАС. По словам чиновника, вице-губернатор, который курирует госзакупки, чаще всего курирует и надзор.
«Тендерный комитет проводит закупки с грубыми нарушениями – надзор нарушений не находит. Обиженные фирмы обращаются к нам, мы возбуждаем дело, идем в суд. И кого мы там встречаем? Первый год закон трудно было применять, было много бесхитростных ошибок, которые надо просто простить и пойти дальше. Но в 2008 году уже невозможно будет с этим мириться», — заявил Игорь Артемьев.
Новые поправки, которые приняла Госдума, предусматривают запрет на включение в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа об опыте работы, о деловой репутации, о наличии производственных мощностей, оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Законопроект также обязывает размещать заказы на строительство, реконструкцию и капремонт только через аукционы.
Однако ряд сенаторов выступили против нововведений. В частности, Людмила Нарусова. возмущенно заявила на одном из заседаний СФ: «Кому мы даем «зеленый свет» этими нормами? Фирмам типа «Рога и копыта», которые уже кинули всех и еще кинут?».
После этого, как Совет Федерации «завернул» новый законопроект, была создана согласительная комиссия, которая учла замечания депутатов и сенаторов. И сегодня СФ должен их рассмотреть. Однако многие эксперты сомневаются в том, что поправки будут приняты. Сильное лобби, представляющее интересы региональных властей, может заблокировать решение этого вопроса.