Кто купит ИжАвто?
Сегодня стало известно о том, что группа компаний СОК намерена продать принадлежащий ей контрольный пакет акций завода ИжАвто Рособоронэкспорту. Так закончилась многолетняя борьба владельца СОКа Юрия Качмазова за АвтоВАЗ.
Сегодня стало известно о том, что группа компаний СОК намерена продать принадлежащий ей контрольный пакет акций завода ИжАвто Рособоронэкспорту. Так закончилась многолетняя борьба владельца СОКа Юрия Качмазова за АвтоВАЗ.
Свой бизнес Качмазов начал 11 лет назад, когда продавал продукцию АвтоВАЗа. Тогда бизнесмен пользовался благосклонностью г-на Каданникова. В те времена СОК занимался обычным рейдерством. Менеджеры компании заходили на предприятия, предлагая наладить сбыт, затем брали под контроль финансовые потоки, а потом - и акционерный капитал. За несколько лет СОК прибрал к рукам многих поставщиков комплектующих АвтоВАЗа: заводы Автосвет, Автоприбор.
В 1998г. СОК начинает самостоятельно производить автомобили и строит завод РосЛада, где собираются шестерки и девятки, которые АвтоВАЗ уже не выпускает как устаревшие модели. В 2000 г. СОК купил ИжмашАвто, где идет отверточная сборка Kia-Spectra. В 2004 г. Компания приобрела одного из крупнейших дилеров ВАЗа компанию Автореал.
Через некоторое время структуры г-на Качмазова вплотную подобрались к самому АвтоВАЗу. В СМИ тогда просочилась информация о том, что между СОКом и г-ном Каданниковым была достигнута договоренность о приобретении группой 51% акций завода. Сделка сорвалась из-за того, что администрация президента приняла решение о передаче контроля над АвтоВАЗом госкомпании ФГУП Рособоронэкспорт.
После этого и началось противостояние Рособоронэкспорта и г-на Качмазова. Рассказывают, что АвтоВАЗ собирался разорвать договор с Качмазовым на поставку запчастей. Между тем односторонний разрыв заводом соглашения на сбыт запчастей предполагает штраф в размере 14 млрд. руб. С другой стороны, продажа запчастей на вторичном рынке может принести АвтоВАЗу доход в размере 35-40 млрд. руб. в год. В России сборка автомобилей приносит прибыль на уровне 10%, а торговля запчастями вдвое больше. Аналитики полагают, что возвращение этой деятельности под контроль АвтоВАЗа положительно скажется на капитализации предприятия. Может быть, поэтому руководство Рособоронэкспорта приняло решение купить у СОКа ИжАвто.
Однако вынудить Качмазова продать основной источник дохода своего бизнеса было не так то просто. После того как АвтоВАЗ практически уплыл из его рук, Качмазов никак не хотел расставаться с ИжАвто.
Противостояние достигло апогея, когда в декабре прошлого года в столичном офисе группы СОК сотрудники МВД изъяли документы. А за два дня до этого в рамках расследования уголовных дел, связанных с работой АвтоВАЗа, работники правоохранительных органов аналогично изъяли документы в головном, самарском офисе компании. Дело было возбуждено по факту хищения денежных средств. В прокуратуре посчитали, что СОК поставил своему партнеру 3 т молибдена, поставщик же при этом получил сумму, вдвое большую реальной стоимости металла.
И вот теперь, судя по всему, Качмазов сдался. Акции ИжАвто, скорее всего, будут переведены на баланс АвтоВАЗа, а не структур Рособоронэкспорта. Сумма сделки, по разным оценкам, составит около $100 млн.
Впрочем, в настоящее время пошли разговоры о том, что активы ИжАвто может приобрести другой бизнесмен - Олег Дерипаска. Несмотря на то, что ГАЗ выпускает в основном коммерческие автомобили, ижевское предприятие может интересовать нижегородцев в связи с тем, что здесь собирают машины марки KIA. Есть версия, что г-н Дерипаска предложил Кичмазову за завод $150 млн. Разумеется, последний вариант больше устроит самарского бизнесмена и позволит ему хоть как-то отыграться за неудачу с АвтоВАЗом с Рособоронэкспортом.
Свой бизнес Качмазов начал 11 лет назад, когда продавал продукцию АвтоВАЗа. Тогда бизнесмен пользовался благосклонностью г-на Каданникова. В те времена СОК занимался обычным рейдерством. Менеджеры компании заходили на предприятия, предлагая наладить сбыт, затем брали под контроль финансовые потоки, а потом - и акционерный капитал. За несколько лет СОК прибрал к рукам многих поставщиков комплектующих АвтоВАЗа: заводы Автосвет, Автоприбор.
В 1998г. СОК начинает самостоятельно производить автомобили и строит завод РосЛада, где собираются шестерки и девятки, которые АвтоВАЗ уже не выпускает как устаревшие модели. В 2000 г. СОК купил ИжмашАвто, где идет отверточная сборка Kia-Spectra. В 2004 г. Компания приобрела одного из крупнейших дилеров ВАЗа компанию Автореал.
Через некоторое время структуры г-на Качмазова вплотную подобрались к самому АвтоВАЗу. В СМИ тогда просочилась информация о том, что между СОКом и г-ном Каданниковым была достигнута договоренность о приобретении группой 51% акций завода. Сделка сорвалась из-за того, что администрация президента приняла решение о передаче контроля над АвтоВАЗом госкомпании ФГУП Рособоронэкспорт.
После этого и началось противостояние Рособоронэкспорта и г-на Качмазова. Рассказывают, что АвтоВАЗ собирался разорвать договор с Качмазовым на поставку запчастей. Между тем односторонний разрыв заводом соглашения на сбыт запчастей предполагает штраф в размере 14 млрд. руб. С другой стороны, продажа запчастей на вторичном рынке может принести АвтоВАЗу доход в размере 35-40 млрд. руб. в год. В России сборка автомобилей приносит прибыль на уровне 10%, а торговля запчастями вдвое больше. Аналитики полагают, что возвращение этой деятельности под контроль АвтоВАЗа положительно скажется на капитализации предприятия. Может быть, поэтому руководство Рособоронэкспорта приняло решение купить у СОКа ИжАвто.
Однако вынудить Качмазова продать основной источник дохода своего бизнеса было не так то просто. После того как АвтоВАЗ практически уплыл из его рук, Качмазов никак не хотел расставаться с ИжАвто.
Противостояние достигло апогея, когда в декабре прошлого года в столичном офисе группы СОК сотрудники МВД изъяли документы. А за два дня до этого в рамках расследования уголовных дел, связанных с работой АвтоВАЗа, работники правоохранительных органов аналогично изъяли документы в головном, самарском офисе компании. Дело было возбуждено по факту хищения денежных средств. В прокуратуре посчитали, что СОК поставил своему партнеру 3 т молибдена, поставщик же при этом получил сумму, вдвое большую реальной стоимости металла.
И вот теперь, судя по всему, Качмазов сдался. Акции ИжАвто, скорее всего, будут переведены на баланс АвтоВАЗа, а не структур Рособоронэкспорта. Сумма сделки, по разным оценкам, составит около $100 млн.
Впрочем, в настоящее время пошли разговоры о том, что активы ИжАвто может приобрести другой бизнесмен - Олег Дерипаска. Несмотря на то, что ГАЗ выпускает в основном коммерческие автомобили, ижевское предприятие может интересовать нижегородцев в связи с тем, что здесь собирают машины марки KIA. Есть версия, что г-н Дерипаска предложил Кичмазову за завод $150 млн. Разумеется, последний вариант больше устроит самарского бизнесмена и позволит ему хоть как-то отыграться за неудачу с АвтоВАЗом с Рособоронэкспортом.