Кто заказал автопром?
На днях в Борском районе Нижегородской области украинские автокорпорации Укравто и Богдан при участии губернатора области Валерия Шанцева заложили первый камень в строительство нового автозавода. Этот проект имеет политическую подоплеку, и его явно кто-то продвигает.
Планируемая мощность промышленной сборки 160 тыс. автомобилей в год, что является рекордным для российского авторынка. Основной моделью нового предприятия станет Chevrolet Lanos, предполагается также произвести 6 тыс. автобусов Богдан.
Пуск предприятия, общие инвестиции в сооружение которого составят $770 млн., запланирован на конец 2009 г. Основными моделями нового завода станут Chevrolet Lanos (относится к классу C) и автомобиль под брендом Сенс, который представляет собой, по сути, тот же Chevrolet Lanos, но с двигателем украинского АвтоЗАЗ-Мотор.
Заметим, что участок общей площадью около 50 га, на котором будет построено новое производство, осенью нынешнего года приобрела в Борском районе Нижегородской области местная компания Объединенные транспортные технологии, которая представляет в РФ интересы проекта обеих украинских компаний корпораций Укравто и Богдан. Ранее здесь планировалось строить автомобили Тойота, но японцев переманил Санкт-Петербург.
Амбиции украинцев очень высоки. Они анонсируют крупнейший на сегодняшний день проект промышленной сборки иномарок в России. Ведь Ford и Renault только весной 2007 г. планируют объявить об удвоении мощностей своих заводов в Ленинградской области (Форд-Всеволожск) и Москве (Автофрамос), причем их мощности даже после удвоения составят не более 150 тыс. и 120 тыс. автомобилей в год соответственно. Мощность завода Volkswagen в Калужской области рассчитана на ежегодный выпуск 115 тыс. автомобилей, а Toyota, строящая в Санкт-Петербурге свое производство, заявляла ранее о том, что в перспективе может довести выпуск автомобилей до 200 тыс. в год, но не называла сроков.
Между тем эксперты автопрома с сомнением взирают на этот проект. Как сказал обозревателю Века аналитик ИК Проспект Дмитрий Кипа, планы украинских автопроизводителей считаю вызывающе амбициозными. Они собираются производить к 2010 году модель, которая на сегодняшний день уже несколько устарела, поэтому стоимость ее должна быть гораздо ниже модели, над которой работают Magna и АвтоВАЗ. Но, вместе с тем, они могут заполнить ценовой сегмент, в котором находится Волга, к тому времени эта машина уже будет снята с конвейера.
Однако на самом ГАЗе так не считают. По словам начальника управления общественных связей концерна РусПромАвто (куда входит ГАЗ) Владимира Торина, на сегодняшний день мы занимаем 68% рынка выпускаемых автобусов. Кроме того, во многих странах мира мы открываем свою сборку и считаем это правильным путем развития, а не наоборот. Что же касается автомобилей, то из сотни тысяч нашей продукции легковая модель у нас занимает 4%, и производство их не является для нас профильным.
Что же касается грузовиков Богдан, то, по мнению одного из наших экспертов, в Россию привозят явно устаревшую платформу, шасси грузовика, которое взгромождено на автобус и не подходит к нему. Но дело даже не в этом. Тот же ГАЗ открывает свое производство в менее развитых автомобильных странах, таких как Вьетнам, Индия, Иран, Мексика. А Украина в это время открывает сборочное производство в России. Это мне кажется очень странным. Вообще, любое сборочное производство ничего не дает нашей стране, потому что основные налоги уходят в ту страну, откуда само предприятие.
А вот по мнению заведующего отделом развития конструкций автомобилей ФГУП НАМИ Тенгиза Дзоценидзе, этот проект имеет политическую подоплеку, и его явно кто-то продвигает. Судите сами. По техническим характеристикам Богдан находится между Газелью и ПАЗом. Он размещен на шасси грузовика меньшего размера и меньшей грузоподъемности, чем требуется для автобуса такого класса. Шасси в результате перегружено, тормозные механизмы и шины не выдерживают эксплуатационных нагрузок. Двигатель малой мощности, и автобус из-за этого лишен динамики. Очень неудачный кузов, неудобное место водителя, неудобный вход и выход пассажиров. Я вообще удивлен, как такой автобус мог быть сертифицирован по действующей в России нормативной базе. Кроме того, объявленная цена в $40 тыс. значительно превышает стоимость ПАЗа. Так что политические мотивы говорят сами за себя.
Примечательно, что в некоторых СМИ прошла информация о том, что накануне визита Путина на Украину, Россия решила задобрить Ющенко, компенсировав тем самым повышение цен на газ. Однако, по мнению депутата Госдумы Андрея Савельева, высказанного Веку, делать такие преференции Украине в обмен на газ слишком мелко для нашей власти.
По мнению источника, хорошо знакомого с ходом переговоров о строительстве украинского завода, у Шанцева есть вице-губернатор по фамилии Колончай, который, по всей видимости, получил от украинской стороны какое-то поощрение, после чего стал продвигать это производство. Раньше этим занимался нижегородский министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Лабуза, но его на днях уволили с формулировкой за систематическое невыполнение работы. По моей информации, сейчас Колончай пробивает одобрение этого проекта в Минэкономразвития, чтобы оно попало под постановление правительства 166, которое снижает пошлины на производство зарубежных автомобилей. Когда этот документ продвигался Германом Грефом, он рассчитывал на то, что в Россию пойдут лучшие иномарки. Министр никак не мог предположить, что окажет такую услугу Украине, которая сейчас заграница. Кстати, на закладку первого камня этого завода приглашали Христенко, но тот приехать отказался, так как хотел дистанцироваться от этого проекта.
Как считает Андрей Савельев, здесь может иметь место политический фактор. Он может проявляться в перехвате заказов, коррупции и т.д. Если это обнаружится, то тогда надо поднимать шум и подключать правоохранительные органы, чтобы они защищали интересы России.
Пуск предприятия, общие инвестиции в сооружение которого составят $770 млн., запланирован на конец 2009 г. Основными моделями нового завода станут Chevrolet Lanos (относится к классу C) и автомобиль под брендом Сенс, который представляет собой, по сути, тот же Chevrolet Lanos, но с двигателем украинского АвтоЗАЗ-Мотор.
Заметим, что участок общей площадью около 50 га, на котором будет построено новое производство, осенью нынешнего года приобрела в Борском районе Нижегородской области местная компания Объединенные транспортные технологии, которая представляет в РФ интересы проекта обеих украинских компаний корпораций Укравто и Богдан. Ранее здесь планировалось строить автомобили Тойота, но японцев переманил Санкт-Петербург.
Амбиции украинцев очень высоки. Они анонсируют крупнейший на сегодняшний день проект промышленной сборки иномарок в России. Ведь Ford и Renault только весной 2007 г. планируют объявить об удвоении мощностей своих заводов в Ленинградской области (Форд-Всеволожск) и Москве (Автофрамос), причем их мощности даже после удвоения составят не более 150 тыс. и 120 тыс. автомобилей в год соответственно. Мощность завода Volkswagen в Калужской области рассчитана на ежегодный выпуск 115 тыс. автомобилей, а Toyota, строящая в Санкт-Петербурге свое производство, заявляла ранее о том, что в перспективе может довести выпуск автомобилей до 200 тыс. в год, но не называла сроков.
Между тем эксперты автопрома с сомнением взирают на этот проект. Как сказал обозревателю Века аналитик ИК Проспект Дмитрий Кипа, планы украинских автопроизводителей считаю вызывающе амбициозными. Они собираются производить к 2010 году модель, которая на сегодняшний день уже несколько устарела, поэтому стоимость ее должна быть гораздо ниже модели, над которой работают Magna и АвтоВАЗ. Но, вместе с тем, они могут заполнить ценовой сегмент, в котором находится Волга, к тому времени эта машина уже будет снята с конвейера.
Однако на самом ГАЗе так не считают. По словам начальника управления общественных связей концерна РусПромАвто (куда входит ГАЗ) Владимира Торина, на сегодняшний день мы занимаем 68% рынка выпускаемых автобусов. Кроме того, во многих странах мира мы открываем свою сборку и считаем это правильным путем развития, а не наоборот. Что же касается автомобилей, то из сотни тысяч нашей продукции легковая модель у нас занимает 4%, и производство их не является для нас профильным.
Что же касается грузовиков Богдан, то, по мнению одного из наших экспертов, в Россию привозят явно устаревшую платформу, шасси грузовика, которое взгромождено на автобус и не подходит к нему. Но дело даже не в этом. Тот же ГАЗ открывает свое производство в менее развитых автомобильных странах, таких как Вьетнам, Индия, Иран, Мексика. А Украина в это время открывает сборочное производство в России. Это мне кажется очень странным. Вообще, любое сборочное производство ничего не дает нашей стране, потому что основные налоги уходят в ту страну, откуда само предприятие.
А вот по мнению заведующего отделом развития конструкций автомобилей ФГУП НАМИ Тенгиза Дзоценидзе, этот проект имеет политическую подоплеку, и его явно кто-то продвигает. Судите сами. По техническим характеристикам Богдан находится между Газелью и ПАЗом. Он размещен на шасси грузовика меньшего размера и меньшей грузоподъемности, чем требуется для автобуса такого класса. Шасси в результате перегружено, тормозные механизмы и шины не выдерживают эксплуатационных нагрузок. Двигатель малой мощности, и автобус из-за этого лишен динамики. Очень неудачный кузов, неудобное место водителя, неудобный вход и выход пассажиров. Я вообще удивлен, как такой автобус мог быть сертифицирован по действующей в России нормативной базе. Кроме того, объявленная цена в $40 тыс. значительно превышает стоимость ПАЗа. Так что политические мотивы говорят сами за себя.
Примечательно, что в некоторых СМИ прошла информация о том, что накануне визита Путина на Украину, Россия решила задобрить Ющенко, компенсировав тем самым повышение цен на газ. Однако, по мнению депутата Госдумы Андрея Савельева, высказанного Веку, делать такие преференции Украине в обмен на газ слишком мелко для нашей власти.
По мнению источника, хорошо знакомого с ходом переговоров о строительстве украинского завода, у Шанцева есть вице-губернатор по фамилии Колончай, который, по всей видимости, получил от украинской стороны какое-то поощрение, после чего стал продвигать это производство. Раньше этим занимался нижегородский министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Лабуза, но его на днях уволили с формулировкой за систематическое невыполнение работы. По моей информации, сейчас Колончай пробивает одобрение этого проекта в Минэкономразвития, чтобы оно попало под постановление правительства 166, которое снижает пошлины на производство зарубежных автомобилей. Когда этот документ продвигался Германом Грефом, он рассчитывал на то, что в Россию пойдут лучшие иномарки. Министр никак не мог предположить, что окажет такую услугу Украине, которая сейчас заграница. Кстати, на закладку первого камня этого завода приглашали Христенко, но тот приехать отказался, так как хотел дистанцироваться от этого проекта.
Как считает Андрей Савельев, здесь может иметь место политический фактор. Он может проявляться в перехвате заказов, коррупции и т.д. Если это обнаружится, то тогда надо поднимать шум и подключать правоохранительные органы, чтобы они защищали интересы России.