Между тем, таможенники утверждают, что проблемы, связанные с увеличением сроков доставки международной корреспонденции и грузов в Россию, происходят по вине «Почты России». По мнению же наблюдателей, вероятно, сложности возникли из-за саботажа со стороны самих сотрудников ФТС, многие из которых недовольны переменами, направленными на снижение коррумпированности структуры.
Проблемы с доставкой почтовых грузов в Россию на сегодняшний день переживает не только «Почта России», но и другие операторы экспресс-доставки - DHL, TNT и UPS. Некоторые клиенты жалуются, что только в марте получили посылки, отправленные им из-за рубежа еще в ноябре прошлого года. Чтобы не рисковать репутацией, основные игроки приостанавливают доставку грузов в Москву: теперь все уже отправленные грузы находятся на транзитных складах в Германии и Финляндии, а новые посылки, адресованные в российскую столицу, у отправителей не принимаются. Кроме того, продавцы крупнейшего в мире интернет-аукциона eBay и ряда зарубежных интернет-магазинов вообще отказались продавать товары покупателям из России.
За последние несколько дней в Сети одним из самых популярных стало видеообращение к властям обычного россиянина и интернет-покупателя Павла Суходоева, возмущенного ростом количества «зависших и неотслеживаемых» посылок. «Продавцы eBay отказываются работать с Россией. По условиям сделки, при оплате через платежную систему Paypal покупатель вправе потребовать возврата денег, если товар не был им получен в течение 45 дней. Предполагается, что срока в полтора месяца достаточно, чтобы посылка дошла до покупателя в любой точке земного шара. Если товар доходит до покупателя в России более чем через 45 дней – деньги в большинстве случаев возвращены ему, а продавец остается и без товара, и без денег. Мы рискуем оказаться изолированными от остального мира, наряду с Африкой, Мексикой и Южной Америкой…», - поясняет Павел Суходоев. Таким путем совсем скоро мы действительно можем лишиться возможности выгодно приобретать товары за границей.
Та же DHL испытывала трудности с таможенным досмотром подлежащих обложению отгрузок в Москву. И эта ситуация, вероятно, усугубляется недавними изменениями в области проведения таможенных процедур в России, связанными, в том числе, со вступлением нашей страны в Таможенный союз. Первоначально обвинения в задержке доставки международных почтовых отправлений (МПО) сыпались в адрес «Почты России», однако представители федеральной почтовой сети указывают, что проблемы с доставкой признала и DHL, что служит дополнительным подтверждением того, что виновата таможня, которая не справляется с возросшим объемом почтовых отправлений. «С начала 2010 года наблюдается значительный рост поступления МПО: по разным категориям отправлений рост в январе-феврале составил от 50 до 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Почта России» передает всю международную почту таможенным органам для досмотра и оформления в предусмотренные законодательством сроки с момента поступления почтового отправления на территорию РФ. Вся переданная для таможенного досмотра международная почта скапливается в зоне таможенного контроля», - пояснила «Веку» Главный специалист пресс-службы ФГУП «Почта России» Елена Галеченко.
Почтовики напоминают, что не могут влиять на скорость таможенного оформления международной почты, поскольку этот процесс находится в ведении ФТС. «Почта России» со своей стороны гарантирует, что прошедшие таможенную обработку отправления в тот же день без задержек отправляются по назначению адресатам. Однако в центральном таможенном управлении (ЦТУ) утверждают, что задержки с оформлением грузов связаны скорее с работой «Почты России». «В марте 2010 года в среднем в день в Место международного почтового обмена (ММПО Москва) поступало порядка 6500 МПО, из них к таможенному оформлению «Почтой России» предъявлялось и проводилось таможенное оформление в отношении 4400 МПО, а остаток неоформленной почты составлял, соответственно, 2100 почтовых отправлений. Таким образом скопилось большое количество почтовых отправлений, не обработанных «Почтой России» для их предъявления таможенным органам. Сроки же таможенного оформления МПО не превышали установленные законодательством 3 дня», - сообщили «Веку» в пресс-службе ЦТУ. Почему подобные проблемы возникли у других почтовых операторов, таможенники пока объяснить не готовы – обещают, что официальная информация по этому вопросу появится только завтра, после соответствующего совещания сторон. Некоторые аналитики, впрочем, полагают, что таможенники просто пытаются переложить значительную часть собственной вины на почтовых операторов.
Вся сложность работы таможни с МПО – лишь в том, что некоторым ее инспекторам стало значительно трудней работать по привычным для них коррупционным схемам. «Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов недавно на совещании с Владимиром Путиным получил нарекания по поводу работы таможни, по поводу слишком высокого уровня коррупционности. И служба собственной безопасности завинтила гайки – то есть произошло ужесточение режима прохождения таможенных терминалов. Видимо, «коррупционная смазка» истончилась, и неофициальные механизмы прохождения грузов исчезли или оказались затруднены. На это таможенники сказали: «Хорошо, тогда грузы не пройдут», они получать стали меньше и работать, соответственно, стали меньше. Мы имеем сейчас дело с таким легким пока саботажем, с помощью которого сотрудники таможенных органов, вовлеченные в коррупционные схемы, пытаются дать понять своему руководству, что их трогать не нужно. А теперь пытаются свалить все на «Почту России», которая, якобы, не справляется с объемами», - заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По мнению эксперта, в результате таможня, привыкшая работать в две руки (по официальным «чистым» каналам и с «черного хода»), была поставлена в довольно сложные условия «затоваривания» таможенных терминалов и стала банально не справляться со своими обязанностями. Ведь негласные схемы прохождения товаров через границу оказались пока не отработаны, а в новых условиях не со всеми, видимо, оперативно все согласовывается. И чем больше таких проблем, тем больше приходится платить за их решение, считает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский*. «Ясно, что любыми новациями таможня и другие органы подобного типа пользуются, чтобы создать проблемы, а потом их решать уже на коррупционной основе, - говорит политолог. - Таможня воспользуется любыми новыми правилами, новыми регулятивными нормативными документами для того, чтобы заявить импортерам, что все плохо. А раз все плохо, то нужно давать взятки для того, чтобы все было хорошо. Это гигантский коррупционный механизм, который использует любой повод для того, чтобы увеличить свои коррупционные доходы». Иными словами, видимо, пока отдельные синие мундиры не разберутся, как теперь половчее зарабатывать на своем посту, посылки из-за рубежа подождут. И никакие нанотехнологии не переборют этой таможенной «трагедии».