Культура в ситуации ликвидации
Правительство РФ накануне начало процесс ликвидации Российской книжной палаты (РКП) и Гостелерадиофонда (ГТРФ). По указу президента от 9 декабря часть их функций и имущество перейдут ИТАР-ТАСС и ВГТРК. Эксперты выступают резко против уничтожения интеллектуальных «закромов», где хранятся настоящие культурные артефакты.
Кабинет министров продемонстрировал недюжинную прыть, уложившись всего в две недели, отпущенные президентом Путиным, и накануне внес в Госдуму поправки к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов», сообщает «Коммерсант». Не слишком понятная обывателям формулировка говорит о том, что власти готовятся ликвидировать РКП и ГТРФ. После принятия этого закона Книжная палата передаст функции и свое имущество ИА ИТАР-ТАСС, Гостелерадиофонд - ВГТРК, а сами прежние структуры исчезнут.
Напомним, РКП является хранителем ценнейших изданий со времен своего основания - 1727 года. Она обеспечивала материалами крупнейшие библиотеки страны, вела статистику печати и занималась библиографией. Против уничтожения Книжной палаты выступили сотрудники РАН, Ассоциация книгоиздателей, Пушкинский дом, руководители библиотек и более 40 тысяч россиян - все они подписались под петицией к президенту об отмене решения о ликвидации. Эксперты считают, что это приведет «к хаосу в сфере книжного дела и библиографии» и нанесет «непоправимый урон национальной культурной памяти». Директор палаты Елена Ногина заявила, что ликвидация РКП была неожиданной и с нареканиями в адрес РКП не связана, а доцент Высшей школы экономики Алексей Куприянов назвал уничтожение «относительно исправно функционирующей национальной библиографической системы» чистым безумием.
Впрочем, создатель он-лайн проекта «Старое радио» (благодаря ему мы имеем доступ к уникальным радиозаписям прошедших лет) Юрий Метелкин не исключает, что сплоченное общество библиофилов, возможно, и отстоит РКП. Чего пока нельзя сказать о ГТРФ, ликвидация которого вызывает еще больше вопросов. Одним росчерком пера президент Путин исключил национальный госархив из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия.
Общественность возмущена: ГТРФ - крупнейший в мире архив, который формировался не одно десятилетие. В нем хранятся киноленты, звукозаписи, документальные и художественные фильмы, телесюжеты, которые годами сдавали в хранилище Первый канал, ВГТРК, НТВ, «Культура», а также все фонды ликвидированной компании «Останкино». Это полтора миллиона артефактов, причем, в единственном экземпляре!
По словам разработчика закона об объектах культурного наследия Алексея Ковалева, федеральный национальный архив отныне станет ведомственным, а это «является нарушением рекомендаций ЮНЕСКО по созданию официально признанных телеархивов». Теперь конкретное ведомство будет решать, за кем приоритет в пользовании телеархивом, а кто получит отказ. Однако глава Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев надеется, что ВГТРК не будет использовать свое преимущество в конкурентной борьбе. Он также отмечает: ГТРФ находится в плачевном состоянии, ситуация там застойная.
«Я пока не знаю, что получится из передачи архивов в ВГТРК, - говорит «Веку» Юрий Метелкин. - Может, мы все перекрестимся лет через 40, но практика, увы, говорит о другом. ВГТРК сегодня управляется людьми, которые вряд ли думают о сохранении национального наследия. Они, скорее, думают лишь о зарабатывании денег на дешевом контенте. Дешевый контент на западных стоках скупается «ведрами» за три копейки и продается сюда с набавлением процента за рекламный бюджет. И никто не думает, что у них там в подвалах лежит, гниет, как правило, залитое водой».
По словам эксперта, ВГТРК - не самый рачительный хозяин на свете. «Я знаю об этом от их технических сотрудников. Очень многое выбрасывалось, многое погибло. Какая уж тут бюджетная экономия, ради которой все затевалось?! - возмущен Метелкин. - И, естественно, ВГТРК попадает в выгодное конкурентное положение, потому что у этой компании под рукой оказывается материал, которым она монопольно завладела. А что будет с остальными, они будут у них эти записи выкупать? Где же тут здоровая конкуренция?»
Юрий Метелкин предупреждает: в «лихие 90-е» страна уже понесла огромные культурные потери. Например, он напомнил о захвате Апрелевского завода грампластинок, после чего его новые владельцы сдали в металлолом никелевые матрицы, хранившие всю звуковую историю страны. «Все подобные архивы по всей стране, начиная с маленьких радиоузлов в поселках, в райцентрах, в городах, областях, краях, достались неведомо кому. В момент развала всех и вся на куски, вотчины, ведомства, архивы попали в руки захватчиков новых территорий, - пишет эксперт в своей авторской колонке на сайте «Общей газеты». - Те, кто получил во владение СМИ в виде телерадиокомпаний, меньше всего заботятся о каких-то пыльных архивах».
В своих интервью Метелкин неоднократно отмечал: ГТРФ не пользуется спросом у населения, потому что само государство поставило Гостелерадиофонд в условия зарабатывания денег - 500 рублей за минуту, за то, что вам просто найдут, перепишут и отдадут запись. Поэтому даже те, кто хотел бы прослушать советские радиопостановки, радиоспектакли, театр у микрофона или детские сказки, по сути, лишены этой возможности. «ГТРФ именно поэтому «могила» нашего наследия, потому что заблокировал доступ к материалам дважды - один раз авторским правом, второй – непомерной ценой. Хотя мы, наоборот, должны это бесплатно навязывать людям, которые уже забыли, что это существует, и «питаются» западной гадостью», - говорит Метелкин.
И вот теперь президент и правительство, похоже, окончательно лишают россиян доступа к национальному «золотому фонду». Кто, кроме ВГТРК, получит выгоду от этой ликвидации?
«Один из аспектов я понял на заседании в ЦЭМИ РАН, где присутствовал и омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов - он единственный, кто защищает не права правообладателей, а права пострадавших пользователей, - рассказывает Метелкин. - И он высказал интересную мысль о том, что Российское авторское общество (РАО) просто, по всей видимости, радуется и скачет от счастья от того, что они устранили конкурента. Они давно враждовали с ГТРФ, не признавая за ним никаких прав».
По его словам, больше всего РАО раздражало то, что в 1998 году, то есть когда ГТРФ были приданы особый статус и полномочия, они не были отрегулированы с юридической точки зрения. И тут возникала коллизия, когда РАО говорило о том, что только оно может давать лицензии и продавать авторские права, ГТРФ настаивал, что он тоже имеет на это право. Вражда началась, когда появился звук, пошли большие деньги, и это стало актуальным для страны. Само собой, РАО также не захотело оставаться в стороне, но вскоре появился конкурент в лице ГТРФ.
«Но, как вы понимаете, в 70-е годы РАО не могло молвить ничего против созданного решением ЦК партии фонда. А вот когда наступили новые времена, то тут и разгорелась вражда, - рассказывает Метелкин. - И вот теперь решением президента Путина весь этот накопленный опыт, фактически вся наша звуковая кино- и видеоистория, потеряли статус национального достояния, и фонд, скорее всего, в большой опасности. Мы прекрасно знаем такие моменты: когда начинается перемещение ценностей непонятно куда и в какие условия хранения. Причем, теперь этот статус потеряли все коллекции в стране, в районах, и они их начнут выбрасывать. Потому, что отныне с них вряд ли кто-то эти записи спросит».
Кроме того, экспертов волнует, что теперь будет с квалифицированным персоналом фонда, со стариками, которые все эти годы прослушивали миллионы фонограмм и могли по звуку или видео определить практически неопределяемое.
«Уничтожить такой коллектив - это на уровне измены родине. Акт, враждебный по отношению к русской культуре! - подчеркивает Юрий Метелкин. - ГТРФ должен быть реорганизован, должны быть сохранены старые кадры, возобновлено строительство нового цеха по оцифровке. И главное, он должен быть бесплатным, а если это невозможно, нужно наладить легальную продажу контента за символическую плату. Чтобы любой человек мог получить фонограмму прямо на мобильный телефон. Это можно сделать!»
Напомним, РКП является хранителем ценнейших изданий со времен своего основания - 1727 года. Она обеспечивала материалами крупнейшие библиотеки страны, вела статистику печати и занималась библиографией. Против уничтожения Книжной палаты выступили сотрудники РАН, Ассоциация книгоиздателей, Пушкинский дом, руководители библиотек и более 40 тысяч россиян - все они подписались под петицией к президенту об отмене решения о ликвидации. Эксперты считают, что это приведет «к хаосу в сфере книжного дела и библиографии» и нанесет «непоправимый урон национальной культурной памяти». Директор палаты Елена Ногина заявила, что ликвидация РКП была неожиданной и с нареканиями в адрес РКП не связана, а доцент Высшей школы экономики Алексей Куприянов назвал уничтожение «относительно исправно функционирующей национальной библиографической системы» чистым безумием.
Впрочем, создатель он-лайн проекта «Старое радио» (благодаря ему мы имеем доступ к уникальным радиозаписям прошедших лет) Юрий Метелкин не исключает, что сплоченное общество библиофилов, возможно, и отстоит РКП. Чего пока нельзя сказать о ГТРФ, ликвидация которого вызывает еще больше вопросов. Одним росчерком пера президент Путин исключил национальный госархив из Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия.
Общественность возмущена: ГТРФ - крупнейший в мире архив, который формировался не одно десятилетие. В нем хранятся киноленты, звукозаписи, документальные и художественные фильмы, телесюжеты, которые годами сдавали в хранилище Первый канал, ВГТРК, НТВ, «Культура», а также все фонды ликвидированной компании «Останкино». Это полтора миллиона артефактов, причем, в единственном экземпляре!
По словам разработчика закона об объектах культурного наследия Алексея Ковалева, федеральный национальный архив отныне станет ведомственным, а это «является нарушением рекомендаций ЮНЕСКО по созданию официально признанных телеархивов». Теперь конкретное ведомство будет решать, за кем приоритет в пользовании телеархивом, а кто получит отказ. Однако глава Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев надеется, что ВГТРК не будет использовать свое преимущество в конкурентной борьбе. Он также отмечает: ГТРФ находится в плачевном состоянии, ситуация там застойная.
«Я пока не знаю, что получится из передачи архивов в ВГТРК, - говорит «Веку» Юрий Метелкин. - Может, мы все перекрестимся лет через 40, но практика, увы, говорит о другом. ВГТРК сегодня управляется людьми, которые вряд ли думают о сохранении национального наследия. Они, скорее, думают лишь о зарабатывании денег на дешевом контенте. Дешевый контент на западных стоках скупается «ведрами» за три копейки и продается сюда с набавлением процента за рекламный бюджет. И никто не думает, что у них там в подвалах лежит, гниет, как правило, залитое водой».
По словам эксперта, ВГТРК - не самый рачительный хозяин на свете. «Я знаю об этом от их технических сотрудников. Очень многое выбрасывалось, многое погибло. Какая уж тут бюджетная экономия, ради которой все затевалось?! - возмущен Метелкин. - И, естественно, ВГТРК попадает в выгодное конкурентное положение, потому что у этой компании под рукой оказывается материал, которым она монопольно завладела. А что будет с остальными, они будут у них эти записи выкупать? Где же тут здоровая конкуренция?»
Юрий Метелкин предупреждает: в «лихие 90-е» страна уже понесла огромные культурные потери. Например, он напомнил о захвате Апрелевского завода грампластинок, после чего его новые владельцы сдали в металлолом никелевые матрицы, хранившие всю звуковую историю страны. «Все подобные архивы по всей стране, начиная с маленьких радиоузлов в поселках, в райцентрах, в городах, областях, краях, достались неведомо кому. В момент развала всех и вся на куски, вотчины, ведомства, архивы попали в руки захватчиков новых территорий, - пишет эксперт в своей авторской колонке на сайте «Общей газеты». - Те, кто получил во владение СМИ в виде телерадиокомпаний, меньше всего заботятся о каких-то пыльных архивах».
В своих интервью Метелкин неоднократно отмечал: ГТРФ не пользуется спросом у населения, потому что само государство поставило Гостелерадиофонд в условия зарабатывания денег - 500 рублей за минуту, за то, что вам просто найдут, перепишут и отдадут запись. Поэтому даже те, кто хотел бы прослушать советские радиопостановки, радиоспектакли, театр у микрофона или детские сказки, по сути, лишены этой возможности. «ГТРФ именно поэтому «могила» нашего наследия, потому что заблокировал доступ к материалам дважды - один раз авторским правом, второй – непомерной ценой. Хотя мы, наоборот, должны это бесплатно навязывать людям, которые уже забыли, что это существует, и «питаются» западной гадостью», - говорит Метелкин.
И вот теперь президент и правительство, похоже, окончательно лишают россиян доступа к национальному «золотому фонду». Кто, кроме ВГТРК, получит выгоду от этой ликвидации?
«Один из аспектов я понял на заседании в ЦЭМИ РАН, где присутствовал и омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов - он единственный, кто защищает не права правообладателей, а права пострадавших пользователей, - рассказывает Метелкин. - И он высказал интересную мысль о том, что Российское авторское общество (РАО) просто, по всей видимости, радуется и скачет от счастья от того, что они устранили конкурента. Они давно враждовали с ГТРФ, не признавая за ним никаких прав».
По его словам, больше всего РАО раздражало то, что в 1998 году, то есть когда ГТРФ были приданы особый статус и полномочия, они не были отрегулированы с юридической точки зрения. И тут возникала коллизия, когда РАО говорило о том, что только оно может давать лицензии и продавать авторские права, ГТРФ настаивал, что он тоже имеет на это право. Вражда началась, когда появился звук, пошли большие деньги, и это стало актуальным для страны. Само собой, РАО также не захотело оставаться в стороне, но вскоре появился конкурент в лице ГТРФ.
«Но, как вы понимаете, в 70-е годы РАО не могло молвить ничего против созданного решением ЦК партии фонда. А вот когда наступили новые времена, то тут и разгорелась вражда, - рассказывает Метелкин. - И вот теперь решением президента Путина весь этот накопленный опыт, фактически вся наша звуковая кино- и видеоистория, потеряли статус национального достояния, и фонд, скорее всего, в большой опасности. Мы прекрасно знаем такие моменты: когда начинается перемещение ценностей непонятно куда и в какие условия хранения. Причем, теперь этот статус потеряли все коллекции в стране, в районах, и они их начнут выбрасывать. Потому, что отныне с них вряд ли кто-то эти записи спросит».
Кроме того, экспертов волнует, что теперь будет с квалифицированным персоналом фонда, со стариками, которые все эти годы прослушивали миллионы фонограмм и могли по звуку или видео определить практически неопределяемое.
«Уничтожить такой коллектив - это на уровне измены родине. Акт, враждебный по отношению к русской культуре! - подчеркивает Юрий Метелкин. - ГТРФ должен быть реорганизован, должны быть сохранены старые кадры, возобновлено строительство нового цеха по оцифровке. И главное, он должен быть бесплатным, а если это невозможно, нужно наладить легальную продажу контента за символическую плату. Чтобы любой человек мог получить фонограмму прямо на мобильный телефон. Это можно сделать!»