Не все ритейлеры пойдут в одну корзину?
Российские ритейлеры готовы поглощать друг друга за госчет. Сегодня стало известно о том, что инвестиционное подразделение банка «ВТБ-Капитал» уже консультирует X5 Retail Group в переговорах по слиянию с «Копейкой» или же покупке доли в ней у «Уралсиба».
По мнению аналитиков, если данная сделка состоится, X5 не только получит конкурентное преимущество, увеличив долю на рынке продуктового ритейла, но и, в условиях кризиса, приобретет известного дискаунтера намного дешевле. Впрочем, многие ритейлеры не рискуют «укрупняться», даже, несмотря на обещания правительства, что попыток рейдерства удастся избежать.
Команду на объединение продуктовым ритейлерам выдал первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в ноябре минувшего года. Тогда же ВТБ и Сбербанку, являющимся государственными, было поручено выдавать компаниям деньги на поглощения, но лишь под конкретные сделки М&А (Mergers and acquisitions), условия которых устроят сам банк. Или банк устроит сами условия?
А это означает, что маленькие супермаркеты, иногда отчаянно демпингующие с «большими братьями», теперь могут стать частью бывших конкурентов. А значит и политику цен, вполне вероятно, теперь будут устанавливать в более тесном и сплоченном кругу.
«Пока решается вопрос выживания ритейлеров, страдает потребитель, который после таких сделок значительно теряет в выборе. Я сомневаюсь, что предприниматели в погоне за собственной прибылью будут действовать совсем уж кристально честно, если не сказать больше. Да, к этому процессу привлекут ФАС и прочие службы. Но мы же видим, как те же антимонопольщики договариваются, к примеру, с нефтяниками о понижении цен на бензин…», - сообщил «Веку» источник в Белом доме.
В данный момент, как стало известно, ВТБ анализирует целесообразность кредитования сделки X5 с «Копейкой». Как поясняют в управлении по связям с общественностью ВТБ, «банк еще не принял решения о выделении средств Х5 и переговоры с заемщиком продолжаются».
По данным экспертов, Х5 Retail Group (образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток», в 2008 году купила сеть гипермаркетов «Карусель») действительно заинтересована в покупке розничной сети «Копейка». Открытым пока остается не только цена вопроса, но и то, будет ли возможная сделка структурирована как слияние сетей или как покупка «Копейки» Х5 Retail Group.
Сама Х5 собирается экономить средства, в том числе за счет сокращения персонала, которые пойдут на покупку дешевеющих конкурентов. Компания сокращает свои издержки, замораживает проекты со сроком сдачи в 2009-2011 годах и, по слухам, собирается продать непрофильный актив — X5 Development. По всей видимости, ритейлер не собирается рассчитывать только на помощь банкиров: в конце прошлого года ВТБ уже отказался выделить Х5 средства на покупку одной из региональных розничных сетей.
Видимо, как полагают эксперты: приобретение «Копейки» X5 Retail Group, скорее всего, рано или поздно состоится, однако между сторонами могут возникнуть расхождения в цене. Так, по мнению аналитиков, предлагаемая владельцем «Копейки» Николаем Цветковым цена, эквивалентная 8 EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации), слишком высока. Дело в том, что сейчас ритейлеры торгуются за 5-6 EBITDA, тогда как до кризиса они торговались за 12-14 EBITDA. Показатель EBITDA «Копейки» в 2008 году оценивается в $120-130 млн., то есть всю сеть ее владелец оценивает примерно в $700 млн. А «Иксы» предлагают купить «Копейку» в два раза дешевле. По словам источников в «Уралсибе», ритейлер делал предложение в декабре – срок оферты истек 26 января, но был пролонгирован.
«Копейка» - довольно крупный игрок на рынке и вряд ли Х5 будет сильно торопиться с этой сделкой. Скорее всего, будут достаточно длительные переговоры, так как сумма, которую запрашивает «Уралсиб», довольно высока. Х5 вряд ли на нее согласится», - сообщила «Веку» аналитик Rye, Man & Gor Securities (RMG) Екатерина Андреянова.
«На стоимость сделки может оказать влияние и величина процентной ставки, под которую ВТБ будет кредитовать X5 Retail Group для заключения сделки. Чем выше будет ставка, тем ниже будет стоимость, за которую X5 будет покупать «Копейку», - говорит аналитик ИК «Атон-Лайн» Ксения Аношина.
Как напоминают эксперты, долговая нагрузка «Копейки» составляет 9,9 млрд. руб., из них 8 млрд. руб. составляет краткосрочная задолженность. По мнению аналитиков, стоимость компании в нынешних условиях должна оцениваться, прежде всего, по долговой нагрузке и операционным результатам, а не от того, растет или падает EBITDA.
«Уралсиб», как известно, начал искать покупателя на «Копейку» еще осенью: деньги были необходимы Николаю Цветкову как для рефинансирования долгов своего банковского бизнеса, так и на прохождение оферты по облигациям самой «Копейки» (на эти цели сети потребуется 4 млрд. руб. 18 февраля). По мнению аналитиков, сделка может состояться и потому, что «Копейка» для владельца «Уралсиб» не является главным бизнесом, и в условиях кризиса он может пойти на продажу непрофильного актива.
«В условиях финансового кризиса крупные ритейлеры могут купить своих конкурентов намного дешевле, чем до кризиса», - пояснил «Веку» представитель А.Т.Kearney Иван Котов.
В Белом доме спокойно относятся к подобным слияниям-поглощениям, мотивируя это тем, что монополизации розничной торговли не произойдет, так как только на федеральном уровне больших сетей – семь штук.
«В целом, я не вижу ничего плохого в том, что крупные здоровые сети будут приобретать мелкие сети, которые не в состоянии обслуживать свои долги и нормально вести торговлю», - отметил первый вице-премьер Шувалов. В то же время он заметил: «Все должно быть прозрачно, банковские учреждения должны за этим следить, ФАС за этим должна следить, и это должно быть не под вынуждением, не должно быть, безусловно, рейдерства».
Впрочем, бодрый оптимизм высших чиновников, похоже, разделяют не все ритейлеры. Некоторые не собираются рисковать, отдавая даже часть своего бизнеса в руки конкурентов. Свежо еще предание о рейдерских схемах захвата компаний, которые продолжают работать до сих пор. И государство, помнится, тогда не слишком-то успешно боролось с подобными явлениями. Да и боролось ли оно вообще?
«Возможно, сделки M&A будут, а возможно мы от них откажемся, - заявила «Веку» руководитель отдела внешних коммуникаций «Система РегионМарт» Зинаида Жук. - Многие компании на протяжении последних лет предпочитали занимать позицию акул и пожирать слабых. Но в природе, как и в жизни, бывают моменты, когда движение замирает, течение останавливается. Во время кризиса течения не будет, и в этих новых условиях выживут только крокодилы, способные жить в стоячей воде».
Куда кто выплывет, покажет, безусловно, будущее. Крокодилы ведь тоже кушать хотят. Принимать решения по глобализации и укрупнению, вероятно, нужно. Но решения эти, прежде всего, должны помочь компании выжить, а не просто нарастить масштабы, поглощая конкурентов.
Команду на объединение продуктовым ритейлерам выдал первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в ноябре минувшего года. Тогда же ВТБ и Сбербанку, являющимся государственными, было поручено выдавать компаниям деньги на поглощения, но лишь под конкретные сделки М&А (Mergers and acquisitions), условия которых устроят сам банк. Или банк устроит сами условия?
А это означает, что маленькие супермаркеты, иногда отчаянно демпингующие с «большими братьями», теперь могут стать частью бывших конкурентов. А значит и политику цен, вполне вероятно, теперь будут устанавливать в более тесном и сплоченном кругу.
«Пока решается вопрос выживания ритейлеров, страдает потребитель, который после таких сделок значительно теряет в выборе. Я сомневаюсь, что предприниматели в погоне за собственной прибылью будут действовать совсем уж кристально честно, если не сказать больше. Да, к этому процессу привлекут ФАС и прочие службы. Но мы же видим, как те же антимонопольщики договариваются, к примеру, с нефтяниками о понижении цен на бензин…», - сообщил «Веку» источник в Белом доме.
В данный момент, как стало известно, ВТБ анализирует целесообразность кредитования сделки X5 с «Копейкой». Как поясняют в управлении по связям с общественностью ВТБ, «банк еще не принял решения о выделении средств Х5 и переговоры с заемщиком продолжаются».
По данным экспертов, Х5 Retail Group (образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток», в 2008 году купила сеть гипермаркетов «Карусель») действительно заинтересована в покупке розничной сети «Копейка». Открытым пока остается не только цена вопроса, но и то, будет ли возможная сделка структурирована как слияние сетей или как покупка «Копейки» Х5 Retail Group.
Сама Х5 собирается экономить средства, в том числе за счет сокращения персонала, которые пойдут на покупку дешевеющих конкурентов. Компания сокращает свои издержки, замораживает проекты со сроком сдачи в 2009-2011 годах и, по слухам, собирается продать непрофильный актив — X5 Development. По всей видимости, ритейлер не собирается рассчитывать только на помощь банкиров: в конце прошлого года ВТБ уже отказался выделить Х5 средства на покупку одной из региональных розничных сетей.
Видимо, как полагают эксперты: приобретение «Копейки» X5 Retail Group, скорее всего, рано или поздно состоится, однако между сторонами могут возникнуть расхождения в цене. Так, по мнению аналитиков, предлагаемая владельцем «Копейки» Николаем Цветковым цена, эквивалентная 8 EBITDA (доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации), слишком высока. Дело в том, что сейчас ритейлеры торгуются за 5-6 EBITDA, тогда как до кризиса они торговались за 12-14 EBITDA. Показатель EBITDA «Копейки» в 2008 году оценивается в $120-130 млн., то есть всю сеть ее владелец оценивает примерно в $700 млн. А «Иксы» предлагают купить «Копейку» в два раза дешевле. По словам источников в «Уралсибе», ритейлер делал предложение в декабре – срок оферты истек 26 января, но был пролонгирован.
«Копейка» - довольно крупный игрок на рынке и вряд ли Х5 будет сильно торопиться с этой сделкой. Скорее всего, будут достаточно длительные переговоры, так как сумма, которую запрашивает «Уралсиб», довольно высока. Х5 вряд ли на нее согласится», - сообщила «Веку» аналитик Rye, Man & Gor Securities (RMG) Екатерина Андреянова.
«На стоимость сделки может оказать влияние и величина процентной ставки, под которую ВТБ будет кредитовать X5 Retail Group для заключения сделки. Чем выше будет ставка, тем ниже будет стоимость, за которую X5 будет покупать «Копейку», - говорит аналитик ИК «Атон-Лайн» Ксения Аношина.
Как напоминают эксперты, долговая нагрузка «Копейки» составляет 9,9 млрд. руб., из них 8 млрд. руб. составляет краткосрочная задолженность. По мнению аналитиков, стоимость компании в нынешних условиях должна оцениваться, прежде всего, по долговой нагрузке и операционным результатам, а не от того, растет или падает EBITDA.
«Уралсиб», как известно, начал искать покупателя на «Копейку» еще осенью: деньги были необходимы Николаю Цветкову как для рефинансирования долгов своего банковского бизнеса, так и на прохождение оферты по облигациям самой «Копейки» (на эти цели сети потребуется 4 млрд. руб. 18 февраля). По мнению аналитиков, сделка может состояться и потому, что «Копейка» для владельца «Уралсиб» не является главным бизнесом, и в условиях кризиса он может пойти на продажу непрофильного актива.
«В условиях финансового кризиса крупные ритейлеры могут купить своих конкурентов намного дешевле, чем до кризиса», - пояснил «Веку» представитель А.Т.Kearney Иван Котов.
В Белом доме спокойно относятся к подобным слияниям-поглощениям, мотивируя это тем, что монополизации розничной торговли не произойдет, так как только на федеральном уровне больших сетей – семь штук.
«В целом, я не вижу ничего плохого в том, что крупные здоровые сети будут приобретать мелкие сети, которые не в состоянии обслуживать свои долги и нормально вести торговлю», - отметил первый вице-премьер Шувалов. В то же время он заметил: «Все должно быть прозрачно, банковские учреждения должны за этим следить, ФАС за этим должна следить, и это должно быть не под вынуждением, не должно быть, безусловно, рейдерства».
Впрочем, бодрый оптимизм высших чиновников, похоже, разделяют не все ритейлеры. Некоторые не собираются рисковать, отдавая даже часть своего бизнеса в руки конкурентов. Свежо еще предание о рейдерских схемах захвата компаний, которые продолжают работать до сих пор. И государство, помнится, тогда не слишком-то успешно боролось с подобными явлениями. Да и боролось ли оно вообще?
«Возможно, сделки M&A будут, а возможно мы от них откажемся, - заявила «Веку» руководитель отдела внешних коммуникаций «Система РегионМарт» Зинаида Жук. - Многие компании на протяжении последних лет предпочитали занимать позицию акул и пожирать слабых. Но в природе, как и в жизни, бывают моменты, когда движение замирает, течение останавливается. Во время кризиса течения не будет, и в этих новых условиях выживут только крокодилы, способные жить в стоячей воде».
Куда кто выплывет, покажет, безусловно, будущее. Крокодилы ведь тоже кушать хотят. Принимать решения по глобализации и укрупнению, вероятно, нужно. Но решения эти, прежде всего, должны помочь компании выжить, а не просто нарастить масштабы, поглощая конкурентов.