18+
  1. России грозит бензиновый дефицит?

России грозит бензиновый дефицит?

России грозит бензиновый дефицит?
Как свидетельствуют опубликованные сегодня Федеральной службой государственной статистики (Росстат) данные по ряду важных макроэкономических показателей за нынешний год, добыча нефти в России постоянно увеличивается.

Так, в январе-августе 2006 г. этого углеводородного топлива было добыто 318 млн. тонн, что на 2,4% больше аналогичного периода прошлого года. В августе добыча нефти в РФ возросла по сравнению с августом 2005 г. на 3%, а по сравнению с июлем нынешнего года на 1,3%.

По данным Росстата, в 2005 г. добыча нефти (включая газовый конденсат) в России увеличилась по сравнению с 2004 г. на 2,29% и составила 470 млн. тонн. Как сообщает РБК, по прогнозам Минпромэнерго в нынешнем году она составит 479-484 млн. тонн, что на 1,9-2,9% больше аналогичного показателя 2005 г. В то же время за прошедший период с января по август нынешнего года рост цен на бензин в РФ составил 9,3% и опередил уровень инфляции в России. В сентябре эта тенденция продолжилась: только за первую декаду месяца стоимость автомобильного топлива увеличилась в среднем на 2%, а на высокооктановые марки и вовсе на 3%. Главной причиной роста цен на моторное топливо, по мнению заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, является отсутствие конкуренции среди нефтяных компаний страны и антимонопольных механизмов, которые позволяли бы бороться с картельными соглашениями и коллективным доминированием. Однако, есть и другие, более глубокие причины сложившейся ситуации.

Как уточняет РИА "Новости", в структуре конечной цены бензина себестоимость добычи нефти составляет всего лишь 5,5%, затраты на перекачку нефти чуть более 17%, прибыль нефтеперерабатывающих предприятий около 7%, АЗС немногим более 3%. Остальные почти 70% приходятся на налоги: акциз, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС и тому подобные государственные сборы. При этом обратим внимание на то, что с начала нынешнего года вслед за увеличивающейся ценой моторного топлива возросла относительная доля только двух составляющих в цене бензина НДПИ, величина которого устанавливается в зависимости от мировых цен на нефть, и прибыли нефтеперерабатывающих предприятий. Именно рост этих составляющих и вызвал подорожание бензина на АЗС. Все остальные параметры стоимости в течение года уменьшались, поэтому, как подчеркивает РИА "Новости", очевидно, что в нынешнем году за ценовой всплеск ответственность несут два субъекта: государство и руководители НПЗ.

Впрочем, НДПИ это всего лишь регулятор разработчиков месторождений, и его величина, которая устанавливается один раз в два месяца, влияет прежде всего на цену сырья, поступающего на нефтеперерабатывающие заводы. А вот возрастающая прибыль производителей бензина играет более значимую роль в величине розничной цены на автомобильное топливо. Как подчеркивает РИА "Новости", за восемь месяцев 2006 г. доля акциза в цене бензина снизилась почти на 5%, себестоимость добычи нефти и ее переработки уменьшилась на 0,5%, прибыль АЗС сократилась более чем на 5%. В то же время прибыль НПЗ возросла более чем на 4%. Заметим, что за последний месяц мировая цена на нефть упала с 70 до 64 долларов за баррель. Как следствие, в нефтедобывающих странах снижается и цена на бензин.

В США, к примеру, по данным РИА "Новости", стоимость автомобильного топлива снижается уже пятую неделю подряд, причем довольно интенсивно: в неделю на 4%. В России же все происходит наоборот из-за непродуманного налогообложения и желания тех, кто связан с бензиновым рынком, заработать если не сверхприбыли, то, по крайней мере, высокие доходы.

Между тем, по словам председателя комитета Госдумы РФ Валерия Язева, которые цитирует ПРАЙМ-ТАСС, в настоящее время потребление бензина в России находится на уровне 21 млн. тонн в год, но к 2015 г. этот показатель увеличится до 38 млн. тонн, в то время как нефтяные компании планируют нарастить к этому периоду производство высокооктанового бензина лишь до 30 млн. тонн. Уже в 2010 г. мы можем столкнуться с нехваткой высокооктанового топлива, а к 2015 г. точно будет дефицит 5-8 млн. тонн, если нефтяники не примут активные меры, - подчеркнул парламентарий. В свою очередь нефтяники заявляют о том, что высокая налоговая нагрузка на отрасль не позволяет им направлять необходимые объемы инвестиций в объеме 30 млрд. долларов на модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли, о проведении которой в стране говорят уже не один год. Заметим, что эта проблема стоит сегодня в России действительно остро.

Так, по оценкам компании Тройка Диалог, в январе-марте 2006 г. загрузка мощностей отечественных НПЗ составила 80%, при этом значительные свободные мощности имеются лишь у башкирских НПЗ и перерабатывающих предприятий НК Сибнефть, которые пока еще могут наращивать производство нефтепродуктов без дополнительных инвестиционных вложений. А вот у ЛУКОЙЛа коэффициент загрузки приблизился к отметке 95%. Еще хуже обстоят дела у компании Сургутнефтегаз: принадлежащий ей Киришский НПЗ уже работает на пределе мощности с загрузкой почти 100%. О том, что Россия скоро может столкнуться с дефицитом бензина, в марте нынешнего года заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко.

Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, министр обратил внимание на то, что на сегодняшний день в стране лишь два НПЗ Омский (принадлежит Газпромнефти) и Ярославский (им владеет Славнефть) производят бензин, соответствующий европейским стандартам. А остальные 27 НПЗ выпускают бодяжное топливо, на котором ездит вся Россия, поскольку Омский и Ярославский НПЗ всю свою продукцию экспортируют.