Так, в январе-августе 2006 г. этого углеводородного топлива было добыто 318 млн. тонн, что на 2,4% больше аналогичного периода прошлого года. В августе добыча нефти в РФ возросла по сравнению с августом 2005 г. на 3%, а по сравнению с июлем нынешнего года на 1,3%.
По данным Росстата, в 2005 г. добыча нефти (включая газовый конденсат) в России увеличилась по сравнению с 2004 г. на 2,29% и составила 470 млн. тонн. Как сообщает РБК, по прогнозам Минпромэнерго в нынешнем году она составит 479-484 млн. тонн, что на 1,9-2,9% больше аналогичного показателя 2005 г. В то же время за прошедший период с января по август нынешнего года рост цен на бензин в РФ составил 9,3% и опередил уровень инфляции в России. В сентябре эта тенденция продолжилась: только за первую декаду месяца стоимость автомобильного топлива увеличилась в среднем на 2%, а на высокооктановые марки и вовсе на 3%. Главной причиной роста цен на моторное топливо, по мнению заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, является отсутствие конкуренции среди нефтяных компаний страны и антимонопольных механизмов, которые позволяли бы бороться с картельными соглашениями и коллективным доминированием. Однако, есть и другие, более глубокие причины сложившейся ситуации.
Как уточняет РИА "Новости", в структуре конечной цены бензина себестоимость добычи нефти составляет всего лишь 5,5%, затраты на перекачку нефти чуть более 17%, прибыль нефтеперерабатывающих предприятий около 7%, АЗС немногим более 3%. Остальные почти 70% приходятся на налоги: акциз, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС и тому подобные государственные сборы. При этом обратим внимание на то, что с начала нынешнего года вслед за увеличивающейся ценой моторного топлива возросла относительная доля только двух составляющих в цене бензина НДПИ, величина которого устанавливается в зависимости от мировых цен на нефть, и прибыли нефтеперерабатывающих предприятий. Именно рост этих составляющих и вызвал подорожание бензина на АЗС. Все остальные параметры стоимости в течение года уменьшались, поэтому, как подчеркивает РИА "Новости", очевидно, что в нынешнем году за ценовой всплеск ответственность несут два субъекта: государство и руководители НПЗ.
Впрочем, НДПИ это всего лишь регулятор разработчиков месторождений, и его величина, которая устанавливается один раз в два месяца, влияет прежде всего на цену сырья, поступающего на нефтеперерабатывающие заводы. А вот возрастающая прибыль производителей бензина играет более значимую роль в величине розничной цены на автомобильное топливо. Как подчеркивает РИА "Новости", за восемь месяцев 2006 г. доля акциза в цене бензина снизилась почти на 5%, себестоимость добычи нефти и ее переработки уменьшилась на 0,5%, прибыль АЗС сократилась более чем на 5%. В то же время прибыль НПЗ возросла более чем на 4%. Заметим, что за последний месяц мировая цена на нефть упала с 70 до 64 долларов за баррель. Как следствие, в нефтедобывающих странах снижается и цена на бензин.
В США, к примеру, по данным РИА "Новости", стоимость автомобильного топлива снижается уже пятую неделю подряд, причем довольно интенсивно: в неделю на 4%. В России же все происходит наоборот из-за непродуманного налогообложения и желания тех, кто связан с бензиновым рынком, заработать если не сверхприбыли, то, по крайней мере, высокие доходы.
Между тем, по словам председателя комитета Госдумы РФ Валерия Язева, которые цитирует ПРАЙМ-ТАСС, в настоящее время потребление бензина в России находится на уровне 21 млн. тонн в год, но к 2015 г. этот показатель увеличится до 38 млн. тонн, в то время как нефтяные компании планируют нарастить к этому периоду производство высокооктанового бензина лишь до 30 млн. тонн. Уже в 2010 г. мы можем столкнуться с нехваткой высокооктанового топлива, а к 2015 г. точно будет дефицит 5-8 млн. тонн, если нефтяники не примут активные меры, - подчеркнул парламентарий. В свою очередь нефтяники заявляют о том, что высокая налоговая нагрузка на отрасль не позволяет им направлять необходимые объемы инвестиций в объеме 30 млрд. долларов на модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли, о проведении которой в стране говорят уже не один год. Заметим, что эта проблема стоит сегодня в России действительно остро.
Так, по оценкам компании Тройка Диалог, в январе-марте 2006 г. загрузка мощностей отечественных НПЗ составила 80%, при этом значительные свободные мощности имеются лишь у башкирских НПЗ и перерабатывающих предприятий НК Сибнефть, которые пока еще могут наращивать производство нефтепродуктов без дополнительных инвестиционных вложений. А вот у ЛУКОЙЛа коэффициент загрузки приблизился к отметке 95%. Еще хуже обстоят дела у компании Сургутнефтегаз: принадлежащий ей Киришский НПЗ уже работает на пределе мощности с загрузкой почти 100%. О том, что Россия скоро может столкнуться с дефицитом бензина, в марте нынешнего года заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, министр обратил внимание на то, что на сегодняшний день в стране лишь два НПЗ Омский (принадлежит Газпромнефти) и Ярославский (им владеет Славнефть) производят бензин, соответствующий европейским стандартам. А остальные 27 НПЗ выпускают бодяжное топливо, на котором ездит вся Россия, поскольку Омский и Ярославский НПЗ всю свою продукцию экспортируют.