Почему Якунин пожалел угольку?
Сегодня стало известно о том что компания возглавляемая Владимиром Якуниным, Российские железные дороги (РЖД), и правительство Якутии так и не смогли придти соглашению, о продаже Эльгинского месторождения (Эльгауголь).
Причиной разногласий формально служит отсутствие по мнению РЖД, справедливой оценки этих активов. Однако по мнению экспертов вопрос стоит намного серьезней, монополист с одной стороны хочет получить максимальную выгоду от Эльги, а с другой он может уклоняться от своих прямых обязанностей, а именно строительства железной дороги.
Напомним, что напомним, запасы угля на Эльге являются крупнейшими в России. Лицензию на разработку имеют: компания «Эльугль», 39,4%, РЖД — 29,5%, ЗАО «ВСКК» — 28,8%, «Якутугль» — 2,4%.
РЖД уже много раз заявляло о желании расстаться с этими активы. Даже несколько раз объявляли о начале конкурса, однако он каждый раз откладывался.
Отметим, что реализация проекта, разработанного «Эльгауголь», требует $2-2,5 млрд. $1 млрд будет потрачен на строительство железнодорожной ветки, остальные инвестиции пойдут на обустройство угольного разреза, создание фабрики, аэродрома, угольного терминала в порту Ванино и проч. К 2010 г. на месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год, 20 млн т отправлять на экспорт. Сейчас тонна угля стоит около $100, в ТЭО говорится, что к 2010 г. тонна коксующегося угля будет стоить $70-120, энергетического — $50-70. При таких ценах рентабельность добычи угля составит 14-20%, а проект окупится за 8-10 лет.
Следует напомнить, что проблема «Эльаугля», напрямую увязывалась с решением имущественного спора между Федеральным центром и правительство Якутии касаемо некоторых объектов среди которых была компания «Якутуголь». Недавно стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому, Согласно документу, копия которого имеется в распоряжении, Минэкономразвития, Росимущество и ОАО “Российские железные дороги“ (на балансе компании находится 29,5% акций “Эльгаугля“), с одной стороны, и президент Якутии Вячеслав Штыров — с другой, согласились выставить на совместный аукцион 75% минус одна акция “Якутугля“ и 68,9% ОАО “Эльгауголь“. Акции в обеих компаниях, принадлежащие Республике Саха (75% минус одна акция “Якутугля“ и 39,4% в “Эльгаугле“) будут переданы в уставной капитал третьего акционерного общества, которое в документе называется “компанией специального назначения». На продажу также выставляется объект незавершенного строительства железной дороги на участке Улак—Эльга, принадлежащий ОАО РЖД.
Компанией специального назначения, могла быть группа «Мечел», подконтрольная Игорю Зюзину. Ведь он в свое время предлагал именно такую схему решения вопроса. Но основная суть этого соглашения от которого выигрывала бы Якутия, то деньги вырученные от продажи «Якутугля», правительство республики вложило бы в строительство железной дороги до Якутска, а саму «железку» передала бы потом федеральному центру.
Дело в том, что Якутия фактически отрезана от большой земли, и как такового железнодорожного сообщения (кроме пригородного), там не существует. Это является давней «головной болью» республики. Правительство местного губернатора Штырова, давно уже просило Федеральный центр решить эту проблему.
Однако все упиралось в РЖД. Ведь когда, то скудное железнодорожное имущество Якутия попыталась передать в РЖД, и включить свои пассажирский и вокзальный комплексы в Федеральную пассажирскую дирекцию и Дирекцию железнодорожных вокзалов, которые создает ОАО «РЖД“, компания Якунина ответила что, безденежные сделки, например передача имущества от одного акционерного общества другому, запрещены Гражданским кодексом. Вот такая поразительная честность.
Между тем РЖД, могла бы вложиться в строительство железных дорог в Якутии, хотя бы из тех денег которые она может выручить с продажи Эльгинского месторождения. Это решило бы массу проблем, в том числе и стратегического значения.
Однако делать этого не имеет смысла. Затратно, да и окупаться долго будет. А господин Якунин по его собственному заявлению, не знает будет ли он руководить компанией после 2008 года. Ведь куда проще создавать на базе РЖД, различные дирекции, а затем их приватизировать.
Вместо этого представители РЖД, заявили что оценка Эльгинского месторождения не справедлива. Монполист даже пожаловался в Росимущество. По информации «Ведомостей», в 2005 г. Якутия и РЖД оценили 100% “Эльгаугля“ в $120 млн. Но теперь Якутия оценила пакет РЖД и свои 39,4% в “Эльгаугле» в $300 млн.
Подчиненные г-на Якунина, даже заявили что самостоятельно продадут свой пакет акций, если правительство Штырова не пойдет на уступки. Оно может и правильно. Скоро, 2008 год, впереди столько выборов. Надо поскорее все продать, а заброшенными железнодорожными ветками, и строительством новых, пусть кто-нибудь другой разбирается.
Напомним, что напомним, запасы угля на Эльге являются крупнейшими в России. Лицензию на разработку имеют: компания «Эльугль», 39,4%, РЖД — 29,5%, ЗАО «ВСКК» — 28,8%, «Якутугль» — 2,4%.
РЖД уже много раз заявляло о желании расстаться с этими активы. Даже несколько раз объявляли о начале конкурса, однако он каждый раз откладывался.
Отметим, что реализация проекта, разработанного «Эльгауголь», требует $2-2,5 млрд. $1 млрд будет потрачен на строительство железнодорожной ветки, остальные инвестиции пойдут на обустройство угольного разреза, создание фабрики, аэродрома, угольного терминала в порту Ванино и проч. К 2010 г. на месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год, 20 млн т отправлять на экспорт. Сейчас тонна угля стоит около $100, в ТЭО говорится, что к 2010 г. тонна коксующегося угля будет стоить $70-120, энергетического — $50-70. При таких ценах рентабельность добычи угля составит 14-20%, а проект окупится за 8-10 лет.
Следует напомнить, что проблема «Эльаугля», напрямую увязывалась с решением имущественного спора между Федеральным центром и правительство Якутии касаемо некоторых объектов среди которых была компания «Якутуголь». Недавно стороны пришли к мировому соглашению, согласно которому, Согласно документу, копия которого имеется в распоряжении, Минэкономразвития, Росимущество и ОАО “Российские железные дороги“ (на балансе компании находится 29,5% акций “Эльгаугля“), с одной стороны, и президент Якутии Вячеслав Штыров — с другой, согласились выставить на совместный аукцион 75% минус одна акция “Якутугля“ и 68,9% ОАО “Эльгауголь“. Акции в обеих компаниях, принадлежащие Республике Саха (75% минус одна акция “Якутугля“ и 39,4% в “Эльгаугле“) будут переданы в уставной капитал третьего акционерного общества, которое в документе называется “компанией специального назначения». На продажу также выставляется объект незавершенного строительства железной дороги на участке Улак—Эльга, принадлежащий ОАО РЖД.
Компанией специального назначения, могла быть группа «Мечел», подконтрольная Игорю Зюзину. Ведь он в свое время предлагал именно такую схему решения вопроса. Но основная суть этого соглашения от которого выигрывала бы Якутия, то деньги вырученные от продажи «Якутугля», правительство республики вложило бы в строительство железной дороги до Якутска, а саму «железку» передала бы потом федеральному центру.
Дело в том, что Якутия фактически отрезана от большой земли, и как такового железнодорожного сообщения (кроме пригородного), там не существует. Это является давней «головной болью» республики. Правительство местного губернатора Штырова, давно уже просило Федеральный центр решить эту проблему.
Однако все упиралось в РЖД. Ведь когда, то скудное железнодорожное имущество Якутия попыталась передать в РЖД, и включить свои пассажирский и вокзальный комплексы в Федеральную пассажирскую дирекцию и Дирекцию железнодорожных вокзалов, которые создает ОАО «РЖД“, компания Якунина ответила что, безденежные сделки, например передача имущества от одного акционерного общества другому, запрещены Гражданским кодексом. Вот такая поразительная честность.
Между тем РЖД, могла бы вложиться в строительство железных дорог в Якутии, хотя бы из тех денег которые она может выручить с продажи Эльгинского месторождения. Это решило бы массу проблем, в том числе и стратегического значения.
Однако делать этого не имеет смысла. Затратно, да и окупаться долго будет. А господин Якунин по его собственному заявлению, не знает будет ли он руководить компанией после 2008 года. Ведь куда проще создавать на базе РЖД, различные дирекции, а затем их приватизировать.
Вместо этого представители РЖД, заявили что оценка Эльгинского месторождения не справедлива. Монполист даже пожаловался в Росимущество. По информации «Ведомостей», в 2005 г. Якутия и РЖД оценили 100% “Эльгаугля“ в $120 млн. Но теперь Якутия оценила пакет РЖД и свои 39,4% в “Эльгаугле» в $300 млн.
Подчиненные г-на Якунина, даже заявили что самостоятельно продадут свой пакет акций, если правительство Штырова не пойдет на уступки. Оно может и правильно. Скоро, 2008 год, впереди столько выборов. Надо поскорее все продать, а заброшенными железнодорожными ветками, и строительством новых, пусть кто-нибудь другой разбирается.