Докладчиком выступит министр транспорта Игорь Левитин, Владимир Якунин же на сей раз, по всей видимости, будет оппонентом.
А претензий у Минтранса накопилось к госкомпании, похоже, много. Одной из основных, по мнению подчиненных Левитина, является создание и выведение из-под лона государства дочерней структуры РЖД - Большой грузовой компании (БЖТ). Главными аргументами Минтранса являются уже имевшие место конфликты между ранее созданными другими дочками РЖД: Трансконтейнер и Рефсервис - и их клиентами.
Так, компания Рефсервис обладает правом согласования контейнерных поездов. По словам частных операторов, получить у ТрансКонтейнера разрешение на организацию такого поезда очень сложно. Проблема заключается в том, что ТрансКонтейнер не обеспечивает равный доступ российских железнодорожных операторов к инфраструктуре, - говорит председатель совета директоров Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ) Раиса Паршина. - ТрансКонтейнер часто злоупотребляет своим правом подписи и всеми силами стремится не принимать планы перевозок других операторов. Получается, что ТрансКонтейнер одновременно обладает доступом к инфраструктуре и является конкурентом частным операторам. Это мешает нормальному развитию рынка. ТрансКонтейнер создает себе преференции, а частников прижимает. Он сам составляет расписание движения контейнерных поездов, - сказала Паршина.
Что же касается Рефсервиса, то в СМИ уже много раз писали об открытом монополизме этой компании. Подозрения в этом имеются также у Федеральной антимонопольной службы. Рефсервис располагает сегодня специализированным подвижным составом для перевозки скоропортящихся грузов, отмечал главный специалист отдела железнодорожного транспорта ФАС РФ Дмитрий Голополосов. И отсутствие достойной конкуренции делает эту компанию монополистом в своей сфере.
Однако монополистом Рефсервис, в конце концов, не признали, и в мае этого года компания начала свою операторскую деятельность. Прежде всего, были перезаключены договора с компаниями-экспедиторами, которые отправляют грузы. Увидев новые документы, многие владельцы экспедиторных фирм были неприятно удивлены: стоимость услуг за вагоны-термосы была резко повышена. Но не только это вызвало удивление экспедиторов, но и полная неопределенность в отношении нового ценообразования Рефсервиса.
Концерну г-на Якунина эти упреки кажутся необоснованными. РЖД начисто отметает все обвинения в монополизме в отношении рефрижераторных и грузоперевозок, утверждая, что подобные претензии надуманы. Между тем еще в феврале этого года госмонополист отказал в своих услугах по перевозке по некоторым направлениям нескольким операторам, руководствуясь своими же инструкциями. И только после вмешательства Минстранса он снял свои ограничения.
Предложения, которые хочет внести Минтранс на рассмотрение кабинета министров, кажутся экспертам вполне логичными. По планам чиновников, с 2009 года пассажирские перевозки перестанут быть убыточными. Так, опережающий рост тарифов на пассажирские перевозки в купейных вагонах и вагонах СВ должен покрывать убыточные и социально значимые плацкартные перевозки. Тариф на перевозку угля будет разделен на две составляющие: более дешевый - на доставку для внутренних нужд - и дорогой - для экспортеров угля. А выделенная из состава Российских железных дорог Большая грузовая компания (БГК) будет заниматься исключительно доставкой высокодоходных грузов: нефти, металлов, сжиженного газа.
Но это не устраивает РЖД, так как у этой организации свои планы. Чиновники Якунина оппонируют своим левитинским коллегам тем, что после выделения БГК должна пойти на IPO, обосновывая это экономической выгодой. Минтранс же пытается защитить права частных операторов, которые страдают в результате монополизма РЖД. Кроме того, издержки с лихвой компенсирует структура, перевозящая нефтепродукты. Также понятно стремление компании, возглавляемой Якуниным, вывести из-под госконтроля пассажирские перевозки, самостоятельно зарабатывая на них. Впрочем, столкнувшись с жесткой позицией Минтранса, Якунину на время придется позабыть о создании частной пассажирской компании.
На те вопросы и претензии, которые накопились у частных операторов и Минтранса к РЖД, Владимиру Якунину придется отвечать в будущий четверг. Одним из них является совершенно необоснованное, по мнению Минтранса, желание РЖД приобретать активы российских портов. Как уже писал Век, президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что его компания ведет переговоры с держателями ценных бумаг портов на Дальнем Востоке, в Новороссийске и в Усть-Луге. Более всего компанию интересовал порт Новороссийска. РЖД намеревалась получить до 25% его акций. Приоритетными для компании являются контейнерные терминалы. Владение ими позволит формировать необходимые тарифы на перевозки. По мнению чиновников из Минтранса, это трата является роскошью, которая госкомпания не может себе позволить, тем более что она регулярно заявляет о своей убыточности. Кстати, здесь вполне законно встает вопрос: почему государство простило недавно РЖД 20 млрд. рублей, если монополист может безболезненно покупать порты?
По всей видимости, действия монополиста переполнили чашу терпения у чиновников из ведомства Игоря Левитина, и оно настроено на четверг вполне решительно. Только, по мнению ряда экспертов, РЖД в очередной раз удастся выйти сухим из воды. И тому есть множество причин. Во-первых, у госмонополии попросту больше денег на содержание своего аппарата, благодаря чему они смогут лучше подготовить технико-экономические обоснования своей позиции. А во-вторых, у этой структуры намного больше административного ресурса и поддержки Кремля, благодаря давнему знакомству Владимира Якунина с главой государства.