Размещать разрешили без признаков
За месяц до официального старта предвыборной гонки Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила размещать политическую рекламу не только во время избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы , но и в перерыве между выборами.
О своем решении антимонопольное ведомство объявило в пятницу после проведения совместного заседания с представителями Центральной избирательной комиссии. Чиновники ЦИК и ФАС разрешили партиям и кандидатам использовать рекламные конструкции для агитации в период избирательной кампании, а также размещение политической рекламы без агитации до начала избирательной кампании, переведя ее в разряд «социальной».
Напомним, что в начале июля Центризбирком обратился за разъяснениями по этому вопросу в ФАС и в течение месяца получил несколько противоречивых ответов. Например, в июне этого года, отвечая на запрос ЦИК, чиновники ФАС заявили о недопустимости использования рекламных конструкций для политической агитации. Представители ФАС сообщили, что согласно закону «О рекламе» рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Под понятие рекламы подпадает только «коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах». А поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы вообще.
Все это не позволило ФАС разрешить размещение политической рекламы на рекламных конструкциях. Вместе с тем, запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения ее с помощью других средств (театральные тумбы, афиши, информационные стенды).
В Центризбиркоме в ответ заявили, что с позицией антимонопольной службы не согласны, намерены продолжить консультации по этой проблеме и уладить определенное противоречие между федеральным законом «О рекламе», который запрещает размещение политической рекламы на рекламных конструкциях, и конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который предусматривает размещение агитационных материалов «на зданиях, сооружениях и иных объектах» в период проведения агитации. Вскоре чиновники ФАС и ЦИК решили, что закон «Об основных гарантиях…» имеет приоритет над законом «О рекламе». В результате ЦИК и ФАС договорились, что партии могут использовать щитовую рекламу только во время предвыборной кампании.
Пока чиновники спорили, партии на свой страх и риск начали вывешивать билборды, за что впоследствии и пострадали. Муниципальные власти решили не дожидаться окончания спора и начали снимать уличные плакаты партий, готовящихся к выборам в Госдуму. Пострадали уже вывешенные и оплаченные билборды «Справедливой России», «Гражданской силы», ЛДПР и других партий.
Делу помогли вступившие с 25 июля в силу поправки в закон «О рекламе», согласно которым на рекламных конструкциях разрешено размещать не только коммерческую рекламу, но и социальную. А в минувшую пятницу был обнародован протокол последнего совещания главы антимонопольной службы Игоря Артемьева и председателя Центризбиркома Владимира Чурова, которые признали политическую рекламу социальной. Теперь «информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы». То есть, партиям можно размещать любую рекламу, за исключением прямых призывов голосовать за какую-то политическую силу - такие призывы по-прежнему считаются агитацией и возможны только в момент официальной предвыборной кампании.
Эксперты говорят, что решение ФАС и ЦИК невозможно оценить однозначно. По словам руководителя группы «Меркатор» Дмитрия Орешкина, «любое политическое решение сегодня дает преимущество той партии, у которой есть административный ресурс». «Если он есть, то значит, на твою рекламу будут смотреть гораздо сдержаннее. Если ты не входишь в пул согласованных партий, то тогда к тебе будут цепляться, говорить, что это можно рассматривать как призыв голосовать», - заявил политолог.
Напомним, что в начале июля Центризбирком обратился за разъяснениями по этому вопросу в ФАС и в течение месяца получил несколько противоречивых ответов. Например, в июне этого года, отвечая на запрос ЦИК, чиновники ФАС заявили о недопустимости использования рекламных конструкций для политической агитации. Представители ФАС сообщили, что согласно закону «О рекламе» рекламные конструкции должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Под понятие рекламы подпадает только «коммерческая информация о товаре, обращающемся на рынке, и о связанных с ним объектах». А поскольку объекты политической агитации не являются товаром на рынке и не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, политическая реклама не подпадает под понятие рекламы вообще.
Все это не позволило ФАС разрешить размещение политической рекламы на рекламных конструкциях. Вместе с тем, запрет размещения политической рекламы на рекламных конструкциях не влияет на возможность распространения ее с помощью других средств (театральные тумбы, афиши, информационные стенды).
В Центризбиркоме в ответ заявили, что с позицией антимонопольной службы не согласны, намерены продолжить консультации по этой проблеме и уладить определенное противоречие между федеральным законом «О рекламе», который запрещает размещение политической рекламы на рекламных конструкциях, и конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который предусматривает размещение агитационных материалов «на зданиях, сооружениях и иных объектах» в период проведения агитации. Вскоре чиновники ФАС и ЦИК решили, что закон «Об основных гарантиях…» имеет приоритет над законом «О рекламе». В результате ЦИК и ФАС договорились, что партии могут использовать щитовую рекламу только во время предвыборной кампании.
Пока чиновники спорили, партии на свой страх и риск начали вывешивать билборды, за что впоследствии и пострадали. Муниципальные власти решили не дожидаться окончания спора и начали снимать уличные плакаты партий, готовящихся к выборам в Госдуму. Пострадали уже вывешенные и оплаченные билборды «Справедливой России», «Гражданской силы», ЛДПР и других партий.
Делу помогли вступившие с 25 июля в силу поправки в закон «О рекламе», согласно которым на рекламных конструкциях разрешено размещать не только коммерческую рекламу, но и социальную. А в минувшую пятницу был обнародован протокол последнего совещания главы антимонопольной службы Игоря Артемьева и председателя Центризбиркома Владимира Чурова, которые признали политическую рекламу социальной. Теперь «информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы». То есть, партиям можно размещать любую рекламу, за исключением прямых призывов голосовать за какую-то политическую силу - такие призывы по-прежнему считаются агитацией и возможны только в момент официальной предвыборной кампании.
Эксперты говорят, что решение ФАС и ЦИК невозможно оценить однозначно. По словам руководителя группы «Меркатор» Дмитрия Орешкина, «любое политическое решение сегодня дает преимущество той партии, у которой есть административный ресурс». «Если он есть, то значит, на твою рекламу будут смотреть гораздо сдержаннее. Если ты не входишь в пул согласованных партий, то тогда к тебе будут цепляться, говорить, что это можно рассматривать как призыв голосовать», - заявил политолог.