РЖД просят повысить тарифы
ОАО «Российские железные дроги» (РЖД) направило в Минтранс, Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и другие профильные ведомства свои предложения по изменению системы определения тарифов на перевозки грузов.
По мнению руководства РЖД, необходимо объединить убыточный для железнодорожников первый класс перевозки социально значимых грузов со вторым, который приносит железнодорожникам основную прибыль. Эта мера, по мнению экспертов, может привести к значительному повышению тарифов тех грузов, которые пока перевозятся по льготному первому классу.
Напомним, что в настоящее время все грузы, перевозимые по железным дорогам России, делятся на три класса. К первому относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. Это так называемые «социальные грузы» - уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и некоторые другие строительные материалы. Перевозка грузов первого класса осуществляется по сниженным тарифам, поэтому они не выгодны железнодорожникам.
К грузам второго класса относятся такие, транспортная составляющая которых находится в пределах от 10 до 15%. Это зерно и другая сельскохозяйственная продукция, нефть и основные нефтепродукты, а также минеральные удобрения. На перевозке таких грузов и делает свою прибыль РЖД. К третьему классу (в основном это готовая продукция) относятся грузы, транспортная составляющая которых ниже 10%. За счет перевозки таких грузов происходит компенсация потерь РЖД при перевозке грузов первого класса.
Своим предложением руководство РЖД подтвердило, что считает систему разделения тарифов на три класса, которая была принята в 1995 году, устаревшей и нуждающейся в изменении. Время для дотирования убыточных предприятий за счет льготных перевозок первого класса прошло, поэтому необходимо изменить и тарифную систему, считают в РЖД. Убыточные предприятия уже стали прибыльными, а РЖД все еще продолжает субсидировать их, теряя на этом 100 млрд. рублей ежегодно.
В связи с этим руководство РЖД предложило профильным ведомствам приступить к поэтапному переходу к другой, более выгодной для железнодорожников системе. Вопрос, по сведениям экспертов, уже обсуждался на совещаниях в правительстве.
Признавая, что в случае одномоментного перехода к другой тарифной системе грузовые перевозки заметно подорожают (более чем на 50%), руководство РЖД не требует скорейшей отмены тарифов первого класса, а предлагает начать с дифференцированной индексации отдельных видов грузовых перевозок.
Как утверждают эксперты, в таком случае РЖД могли бы повысить тариф, например, на перевозку угля и железной руды на 5-7%, кокса и зерна – на 7-10%, бензина и дизельного топлива – на 10-13%, а цемента – на 15%.
Это позволило бы сгладить острый момент перехода на другую систему, в которой уже не будет разделения на тарифные классы. При такой индексации, считают специалисты РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров повысится всего на 0,6-1,2%, что не повлияет на инфляцию.
Представители Минтранса подтвердили получение ведомством предложений РЖД. Причем, они считают, что предложения железнодорожников о переходе на новую систему тарифов требует самого тщательного изучения с точки зрения экономических последствий для страны. В целом же в Минтрансе не против перехода на новую систему тарифов, но с учетом социально-экономических последствий такого решения.
Напомним, что в настоящее время все грузы, перевозимые по железным дорогам России, делятся на три класса. К первому относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. Это так называемые «социальные грузы» - уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и некоторые другие строительные материалы. Перевозка грузов первого класса осуществляется по сниженным тарифам, поэтому они не выгодны железнодорожникам.
К грузам второго класса относятся такие, транспортная составляющая которых находится в пределах от 10 до 15%. Это зерно и другая сельскохозяйственная продукция, нефть и основные нефтепродукты, а также минеральные удобрения. На перевозке таких грузов и делает свою прибыль РЖД. К третьему классу (в основном это готовая продукция) относятся грузы, транспортная составляющая которых ниже 10%. За счет перевозки таких грузов происходит компенсация потерь РЖД при перевозке грузов первого класса.
Своим предложением руководство РЖД подтвердило, что считает систему разделения тарифов на три класса, которая была принята в 1995 году, устаревшей и нуждающейся в изменении. Время для дотирования убыточных предприятий за счет льготных перевозок первого класса прошло, поэтому необходимо изменить и тарифную систему, считают в РЖД. Убыточные предприятия уже стали прибыльными, а РЖД все еще продолжает субсидировать их, теряя на этом 100 млрд. рублей ежегодно.
В связи с этим руководство РЖД предложило профильным ведомствам приступить к поэтапному переходу к другой, более выгодной для железнодорожников системе. Вопрос, по сведениям экспертов, уже обсуждался на совещаниях в правительстве.
Признавая, что в случае одномоментного перехода к другой тарифной системе грузовые перевозки заметно подорожают (более чем на 50%), руководство РЖД не требует скорейшей отмены тарифов первого класса, а предлагает начать с дифференцированной индексации отдельных видов грузовых перевозок.
Как утверждают эксперты, в таком случае РЖД могли бы повысить тариф, например, на перевозку угля и железной руды на 5-7%, кокса и зерна – на 7-10%, бензина и дизельного топлива – на 10-13%, а цемента – на 15%.
Это позволило бы сгладить острый момент перехода на другую систему, в которой уже не будет разделения на тарифные классы. При такой индексации, считают специалисты РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров повысится всего на 0,6-1,2%, что не повлияет на инфляцию.
Представители Минтранса подтвердили получение ведомством предложений РЖД. Причем, они считают, что предложения железнодорожников о переходе на новую систему тарифов требует самого тщательного изучения с точки зрения экономических последствий для страны. В целом же в Минтрансе не против перехода на новую систему тарифов, но с учетом социально-экономических последствий такого решения.