По мнению руководства РЖД, необходимо объединить убыточный для железнодорожников первый класс перевозки социально значимых грузов со вторым, который приносит железнодорожникам основную прибыль. Эта мера, по мнению экспертов, может привести к значительному повышению тарифов тех грузов, которые пока перевозятся по льготному первому классу.
Напомним, что в настоящее время все грузы, перевозимые по железным дорогам России, делятся на три класса. К первому относятся сырьевые грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. Это так называемые «социальные грузы» - уголь, железная руда, необработанная древесина, цемент и некоторые другие строительные материалы. Перевозка грузов первого класса осуществляется по сниженным тарифам, поэтому они не выгодны железнодорожникам.
К грузам второго класса относятся такие, транспортная составляющая которых находится в пределах от 10 до 15%. Это зерно и другая сельскохозяйственная продукция, нефть и основные нефтепродукты, а также минеральные удобрения. На перевозке таких грузов и делает свою прибыль РЖД. К третьему классу (в основном это готовая продукция) относятся грузы, транспортная составляющая которых ниже 10%. За счет перевозки таких грузов происходит компенсация потерь РЖД при перевозке грузов первого класса.
Своим предложением руководство РЖД подтвердило, что считает систему разделения тарифов на три класса, которая была принята в 1995 году, устаревшей и нуждающейся в изменении. Время для дотирования убыточных предприятий за счет льготных перевозок первого класса прошло, поэтому необходимо изменить и тарифную систему, считают в РЖД. Убыточные предприятия уже стали прибыльными, а РЖД все еще продолжает субсидировать их, теряя на этом 100 млрд. рублей ежегодно.
В связи с этим руководство РЖД предложило профильным ведомствам приступить к поэтапному переходу к другой, более выгодной для железнодорожников системе. Вопрос, по сведениям экспертов, уже обсуждался на совещаниях в правительстве.
Признавая, что в случае одномоментного перехода к другой тарифной системе грузовые перевозки заметно подорожают (более чем на 50%), руководство РЖД не требует скорейшей отмены тарифов первого класса, а предлагает начать с дифференцированной индексации отдельных видов грузовых перевозок.
Как утверждают эксперты, в таком случае РЖД могли бы повысить тариф, например, на перевозку угля и железной руды на 5-7%, кокса и зерна – на 7-10%, бензина и дизельного топлива – на 10-13%, а цемента – на 15%.
Это позволило бы сгладить острый момент перехода на другую систему, в которой уже не будет разделения на тарифные классы. При такой индексации, считают специалисты РЖД, транспортная составляющая в конечной цене товаров повысится всего на 0,6-1,2%, что не повлияет на инфляцию.
Представители Минтранса подтвердили получение ведомством предложений РЖД. Причем, они считают, что предложения железнодорожников о переходе на новую систему тарифов требует самого тщательного изучения с точки зрения экономических последствий для страны. В целом же в Минтрансе не против перехода на новую систему тарифов, но с учетом социально-экономических последствий такого решения.