18+
  1. «Рефсервис» снова под прицелом ФАС

«Рефсервис» снова под прицелом ФАС

«Рефсервис» снова под прицелом ФАС
Федеральная антимонопольная служба России обратит самое пристальное внимание на процедуру продажи блокпакета акций стопроцентной «дочки» РЖД – ОАО «Рефсервис», если таковая состоится.

Напомним, в конце прошлого года организатор торгов, инвестбанк «КИТ Финанс» сообщил о том, что аукцион перенесен. В российских СМИ неоднократно сообщалось, что единственным претендентом на «Рефсервис» должна была выступить компания «Трансгрупп АС», и это вызвало резонанс в определенных кругах. Как сообщили «Веку» в ФАС, о возможной сделке в их ведомстве даже не слышали, но теперь этим вопросом займутся.

Стартовая цена блокпакета ОАО «Рефсервис», которая является монополистом в области перевозок скоропортящихся грузов, составляла 960,69 млн. рублей. Первый шаг аукциона был установлен в размере 39,3 млн. рублей, далее - 50 млн. рублей. Заявки от претендентов принимались до 14 декабря. Претенденты должны были внести задаток в размере 150 млн. рублей.

Продажу пакета акций «Рефсервиса» в РЖД объясняют необходимостью «выявить интерес участников рынка к отраслевым активам». При этом в монополии добавляют, что «не ставят перед собой задачу продать акции любой ценой». Как неоднократно писал «Век», единственным претендентом на «Рефсервис» выступала компания «Трансгрупп АС». Аналитики даже подозревали, что продавец и покупатель могли прийти к возможной формальной договоренности – по их мнению, заявленная цена пакета в четыре раза превышала его реальную рыночную стоимость. Такое искусственное завышение госкорпорацией стоимости ценных бумаг наводило наблюдателей на неприятные мысли.

Однако позднее РЖД сообщили, что, в связи с резким падением рынка, все-таки переносит продажу акций «дочки» на 2010 год. Кризис кризисом, но, думается, дело еще и в том, что к сделке было привлечено уж слишком много внимания, а это, как говорится, для ее участников «не то время и не то место». Дошло до того, что даже некоторые депутаты Госдумы были готовы послать парламентские запросы, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию.

«Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками процесса. Выяснить же истинное положение вещей крайне затруднительно. В связи с этим депутаты направляют запрос в соответствующие органы, подобным образом заинтересованные парламентарии могут поступить и в данном случае», - заявил «Веку» депутат Госдумы Павел Медведев.

Таким образом, главе «Трансгрупп АС» Максиму Ликсутову снова не удалось войти в «железнодорожную семью». Летом прошлого года он так и не стал членом совета директоров ОАО «РЖД», а теперь вот и акции «Рефсервиса» приобрести не получилось.

Как ранее писал «Век», главу РЖД Владимира Якунина и главу «Трансгрупп АС» Максима Ликсутова связывает ряд бизнес-проектов. Руководители «Трансгрупп АС» участвуют в проекте железнодорожного соединения крупных московских аэропортов с центром российской столицы, а первая инвестиция бизнесмена пошла на создание соединения между аэропортом «Шереметьево» с Савеловской веткой. В случае с «Рефсервисом», по мнению экспертов, вполне мог сработать принцип «старый друг лучше новых двух».

«Распил РЖД – это своего рода «междусобойчик». Монополия продает 25% акций своему партнеру, а потом уже участники сделки будут решать: продавать пакет дальше, но уже намного дороже, или оставить. Такой вот элемент приватизации государственной собственности – продажа нужного актива самому себе», - сообщил «Веку» экономический эксперт Дмитрий Гаврилов.

Осуществлять продажу пакета акций «Рефсервиса», вероятно, стало затруднительно еще и потому, что «дочкой» РЖД заинтересовалась ФАС, правда, пока по другому поводу. Антимонопольщиков заинтересовала коррупционная схема, при которой ОАО «РЖД» стало отказывать компаниям в перевозке скоропортящихся грузов в связи с отсутствием вагонов. Соглашения с госкорпорацией можно было достигнуть только при одном условии - функции экспедитора будет выполнять ОАО «Рефсервис».

«Таким образом, грузоотправители были вынуждены обращаться к владельцам изотермического подвижного состава, среди которых доминирующее положение занимает ОАО «Рефсервис». В результате условием доступа грузоотправителей к перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования является договор на оказание услуг по организации перевозок с владельцами изотермических вагонов, среди которых только ОАО «Рефсервис» имеет возможность за вознаграждение (сумма которого устанавливается отдельным договором) осуществлять подачу парка ОАО «РЖД» грузоотправителям», - сообщила пресс-служба ФАС России.

По всей видимости, Федеральной антимонопольной службе придется подойти к «Рефсервису» и с другой стороны. «Век» обратил внимание ведомства на странную ситуацию с продажей 25% акций «дочки» госмонополии. В управлении контроля транспорта и связи ФАС нам сообщили, что, как ни странно, до сих пор не слышали о возможной сделке. Хотя по закону, если продаваемый пакет акций превышает 20%, покупатели обязаны уведомить об этом ФАС.

«Мы проверяем, не приведет ли данная сделка к ограничению конкуренции на российском рынке. Если бы она (продажа «Рефсервиса») осуществилась без нашего согласия, то это считалось бы нарушением закона», - сообщил «Веку» начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин.

Он также отметил, что хотя ФАС раньше не занималась вопросом возможной предстоящей продажи госактива, теперь ведомство, видимо, займется и этим. Вообще, как говорят антимонопольщики, в действительности очень много информации они получают от СМИ.

«ФАС тесно взаимодействует с журналистами. Очень часто объектом внимания службы становятся те сделки, которые подверглись критике корреспондентов. По этим материалам мы начинаем свое собственное расследование», - подчеркнули в ФАС.