Реклама на веке
Как разместить

«Рефсервис» снова под прицелом ФАС

«Рефсервис» снова под прицелом ФАС
Федеральная антимонопольная служба России обратит самое пристальное внимание на процедуру продажи блокпакета акций стопроцентной «дочки» РЖД – ОАО «Рефсервис», если таковая состоится.

Напомним, в конце прошлого года организатор торгов, инвестбанк «КИТ Финанс» сообщил о том, что аукцион перенесен. В российских СМИ неоднократно сообщалось, что единственным претендентом на «Рефсервис» должна была выступить компания «Трансгрупп АС», и это вызвало резонанс в определенных кругах. Как сообщили «Веку» в ФАС, о возможной сделке в их ведомстве даже не слышали, но теперь этим вопросом займутся.

Стартовая цена блокпакета ОАО «Рефсервис», которая является монополистом в области перевозок скоропортящихся грузов, составляла 960,69 млн. рублей. Первый шаг аукциона был установлен в размере 39,3 млн. рублей, далее - 50 млн. рублей. Заявки от претендентов принимались до 14 декабря. Претенденты должны были внести задаток в размере 150 млн. рублей.

Продажу пакета акций «Рефсервиса» в РЖД объясняют необходимостью «выявить интерес участников рынка к отраслевым активам». При этом в монополии добавляют, что «не ставят перед собой задачу продать акции любой ценой». Как неоднократно писал «Век», единственным претендентом на «Рефсервис» выступала компания «Трансгрупп АС». Аналитики даже подозревали, что продавец и покупатель могли прийти к возможной формальной договоренности – по их мнению, заявленная цена пакета в четыре раза превышала его реальную рыночную стоимость. Такое искусственное завышение госкорпорацией стоимости ценных бумаг наводило наблюдателей на неприятные мысли.

Однако позднее РЖД сообщили, что, в связи с резким падением рынка, все-таки переносит продажу акций «дочки» на 2010 год. Кризис кризисом, но, думается, дело еще и в том, что к сделке было привлечено уж слишком много внимания, а это, как говорится, для ее участников «не то время и не то место». Дошло до того, что даже некоторые депутаты Госдумы были готовы послать парламентские запросы, чтобы разъяснить сложившуюся ситуацию.

«Иногда в подобных коммерческих вопросах ключевым моментом становятся давние соглашения между участниками процесса. Выяснить же истинное положение вещей крайне затруднительно. В связи с этим депутаты направляют запрос в соответствующие органы, подобным образом заинтересованные парламентарии могут поступить и в данном случае», - заявил «Веку» депутат Госдумы Павел Медведев.

Таким образом, главе «Трансгрупп АС» Максиму Ликсутову снова не удалось войти в «железнодорожную семью». Летом прошлого года он так и не стал членом совета директоров ОАО «РЖД», а теперь вот и акции «Рефсервиса» приобрести не получилось.

Как ранее писал «Век», главу РЖД Владимира Якунина и главу «Трансгрупп АС» Максима Ликсутова связывает ряд бизнес-проектов. Руководители «Трансгрупп АС» участвуют в проекте железнодорожного соединения крупных московских аэропортов с центром российской столицы, а первая инвестиция бизнесмена пошла на создание соединения между аэропортом «Шереметьево» с Савеловской веткой. В случае с «Рефсервисом», по мнению экспертов, вполне мог сработать принцип «старый друг лучше новых двух».

«Распил РЖД – это своего рода «междусобойчик». Монополия продает 25% акций своему партнеру, а потом уже участники сделки будут решать: продавать пакет дальше, но уже намного дороже, или оставить. Такой вот элемент приватизации государственной собственности – продажа нужного актива самому себе», - сообщил «Веку» экономический эксперт Дмитрий Гаврилов.

Осуществлять продажу пакета акций «Рефсервиса», вероятно, стало затруднительно еще и потому, что «дочкой» РЖД заинтересовалась ФАС, правда, пока по другому поводу. Антимонопольщиков заинтересовала коррупционная схема, при которой ОАО «РЖД» стало отказывать компаниям в перевозке скоропортящихся грузов в связи с отсутствием вагонов. Соглашения с госкорпорацией можно было достигнуть только при одном условии - функции экспедитора будет выполнять ОАО «Рефсервис».

«Таким образом, грузоотправители были вынуждены обращаться к владельцам изотермического подвижного состава, среди которых доминирующее положение занимает ОАО «Рефсервис». В результате условием доступа грузоотправителей к перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования является договор на оказание услуг по организации перевозок с владельцами изотермических вагонов, среди которых только ОАО «Рефсервис» имеет возможность за вознаграждение (сумма которого устанавливается отдельным договором) осуществлять подачу парка ОАО «РЖД» грузоотправителям», - сообщила пресс-служба ФАС России.

По всей видимости, Федеральной антимонопольной службе придется подойти к «Рефсервису» и с другой стороны. «Век» обратил внимание ведомства на странную ситуацию с продажей 25% акций «дочки» госмонополии. В управлении контроля транспорта и связи ФАС нам сообщили, что, как ни странно, до сих пор не слышали о возможной сделке. Хотя по закону, если продаваемый пакет акций превышает 20%, покупатели обязаны уведомить об этом ФАС.

«Мы проверяем, не приведет ли данная сделка к ограничению конкуренции на российском рынке. Если бы она (продажа «Рефсервиса») осуществилась без нашего согласия, то это считалось бы нарушением закона», - сообщил «Веку» начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин.

Он также отметил, что хотя ФАС раньше не занималась вопросом возможной предстоящей продажи госактива, теперь ведомство, видимо, займется и этим. Вообще, как говорят антимонопольщики, в действительности очень много информации они получают от СМИ.

«ФАС тесно взаимодействует с журналистами. Очень часто объектом внимания службы становятся те сделки, которые подверглись критике корреспондентов. По этим материалам мы начинаем свое собственное расследование», - подчеркнули в ФАС.

Реклама на веке
Как разместить
Ведомство Степашина посчитает лекарства Свирский сказал ФАС?
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются
Реклама на веке
Как разместить
Реклама на веке
Как разместить