Суд рассеял рекламный дурман
В минувшую пятницу Останкинский районный суд Москвы полностью удовлетворил иск Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к ООО «Эльдорадо».
Об этом «Веку» сообщил сопредседатель СПРФ Евгений Мясин. Иск в суде поддерживали руководитель юридической службы СПРФ Антон Недзвецкий и представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).
Напомним, что в сентябре 2009 года «Эльдорадо» распространило в Москве объявления, в которых сообщалось о том, что в период с 14.09.2009 г. по 27.09.2009 г. «в честь дня рождения «Дарим 50% от стоимости» с приводимым описанием какого-либо товара и указанием его цены. Объявления были распространены, в том числе, с помощью наружной рекламы (на рекламных щитах у автомобильных дорог, баннерах, стендах), в периодических печатных изданиях, брошюрах и листовках, а также в рекламных роликах на телевидении.
Например, купившему телевизор Sony (модель KLV32S550) с ценой 19999 руб. «Эльдорадо» обещало подарить 50% его стоимости. Комментируя ситуацию, Антон Недзвецкий пояснил, что, поскольку объявленные ответчиком предложения позволяют определить предмет договора купли-продажи (товара), являющийся его существенным условием, а также цену, это предложение согласно ст. 437 ГК РФ является публичной офертой. Из содержания и смысла объявленной ответчиком оферты усматривалось, что «Эльдорадо» будет продавать товар по указанной цене с дарением покупателю 50% его стоимости. Однако, в действительности торговая сеть и не думала реализовывать указанные в предложениях товары с дарением покупателю 50% от их стоимости. А это значит, что условия оферты не выполнялись.
Этими действиями нарушались права и законные интересы неопределенного круга потребителей на достоверную информацию об условиях приобретения товаров на условиях публичной оферты. Значительное количество граждан, прочитав распространенное ответчиком предложение, посетили магазины «Эльдорадо», потратив время и, очевидно, денежные средства на проезд. Таким образом, ответчик нарушил нормы ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающую продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать достоверные сведения о цене товаров в рублях и условиях приобретения товаров, а также ст. 5 Закона РФ «О рекламе», устанавливающей, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В ходе судебного разбирательства предъявленные ООО «Эльдорадо» обвинения в недобросовестной рекламе и обмане потребителей были доказаны и суд, руководствуясь ст. ст. 10, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 5, 11 Закона РФ «О рекламе», в полном объеме удовлетворил исковые требования СПРФ: - признать действия ООО «Эльдорадо» по распространению не соответствующих действительности рекламных предложений о дарении 50% стоимости товара в период с 14.09.2009 г. по 27.09.2009 г. противоправными, - обязать ООО «Эльдорадо» опубликовать решение суда в средствах массовой информации в десятидневный срок. Теперь на основании данного решения суда ранее обманутые граждане в принципе могут требовать от ООО «Эльдорадо» возмещения причиненных убытков, связанных с оплатой проезда к магазинам торговой сети, а также морального вреда, связанного с нарушением их прав потребителей. Однако, главное даже не в этой гипотетической возможности, а в том, что этим решением суда перед недостоверной рекламой зажжен красный свет.
Напомним, что в сентябре 2009 года «Эльдорадо» распространило в Москве объявления, в которых сообщалось о том, что в период с 14.09.2009 г. по 27.09.2009 г. «в честь дня рождения «Дарим 50% от стоимости» с приводимым описанием какого-либо товара и указанием его цены. Объявления были распространены, в том числе, с помощью наружной рекламы (на рекламных щитах у автомобильных дорог, баннерах, стендах), в периодических печатных изданиях, брошюрах и листовках, а также в рекламных роликах на телевидении.
Например, купившему телевизор Sony (модель KLV32S550) с ценой 19999 руб. «Эльдорадо» обещало подарить 50% его стоимости. Комментируя ситуацию, Антон Недзвецкий пояснил, что, поскольку объявленные ответчиком предложения позволяют определить предмет договора купли-продажи (товара), являющийся его существенным условием, а также цену, это предложение согласно ст. 437 ГК РФ является публичной офертой. Из содержания и смысла объявленной ответчиком оферты усматривалось, что «Эльдорадо» будет продавать товар по указанной цене с дарением покупателю 50% его стоимости. Однако, в действительности торговая сеть и не думала реализовывать указанные в предложениях товары с дарением покупателю 50% от их стоимости. А это значит, что условия оферты не выполнялись.
Этими действиями нарушались права и законные интересы неопределенного круга потребителей на достоверную информацию об условиях приобретения товаров на условиях публичной оферты. Значительное количество граждан, прочитав распространенное ответчиком предложение, посетили магазины «Эльдорадо», потратив время и, очевидно, денежные средства на проезд. Таким образом, ответчик нарушил нормы ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывающую продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать достоверные сведения о цене товаров в рублях и условиях приобретения товаров, а также ст. 5 Закона РФ «О рекламе», устанавливающей, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В ходе судебного разбирательства предъявленные ООО «Эльдорадо» обвинения в недобросовестной рекламе и обмане потребителей были доказаны и суд, руководствуясь ст. ст. 10, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 5, 11 Закона РФ «О рекламе», в полном объеме удовлетворил исковые требования СПРФ: - признать действия ООО «Эльдорадо» по распространению не соответствующих действительности рекламных предложений о дарении 50% стоимости товара в период с 14.09.2009 г. по 27.09.2009 г. противоправными, - обязать ООО «Эльдорадо» опубликовать решение суда в средствах массовой информации в десятидневный срок. Теперь на основании данного решения суда ранее обманутые граждане в принципе могут требовать от ООО «Эльдорадо» возмещения причиненных убытков, связанных с оплатой проезда к магазинам торговой сети, а также морального вреда, связанного с нарушением их прав потребителей. Однако, главное даже не в этой гипотетической возможности, а в том, что этим решением суда перед недостоверной рекламой зажжен красный свет.