Таблетка от жадности
Ситуация в Пикалево разрешилась. Подписан договор о поставках нефелинового концентрата между компанией «ФосАгро» и «Базэл-Цемент-Пикалево», а это значит, что заработает глиноземное производство, и по единой с ним технологической цепочке пойдет сырье на цементный и химический комплексы.
Люди, несколько месяцев не получавшие заработную плату, наконец-то вздохнули, увидев на своих счетах долгожданные, честно заработанные рубли. Не бог весть что, но все же, жить можно. Более того, у них появилась работа, и теперь нет необходимости стоять в пикетах, митинговать и перекрывать трассу. Приехал премьер-министр, и предприятия заработали.
Все по классическому сценарию: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Приехал и рассудил. Но почему-то сохраняется ощущение не мира, а перемирия. Не верится в благоприятный исход затянувшегося конфликта. Принятое премьером волевое решение - полумера, способная на время погасить разбушевавшееся пламя межкорпоративной войны, но не прекратить ее. Поэтому и создана правительственная комиссия, которая должна выявить истинные причины того тугого узла, в котором сплелись интересы нескольких структур и их владельцев. Если бы они были разрешимы мирным путем, это бы давно произошло. Но не случилось. Здесь игроки серьезные, играют по-крупному. На кону бизнес, но уступить друг другу они не хотят. Однако ситуация такова, что работники их предприятий дальше жить так не могут. Тут вступает в силу известный закон: когда верхи не хотят, а низы не могут, наступает революционный момент. Неужели наши олигархи так плохо учились в школе, что забыли уроки истории? Депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» оживили их память, напомнив, что в таких случаях бывает экспроприация, национализация и прочие силовые действия в интересах трудового народа. Законопроект о национализации трех предприятий, находящихся под управлением холдингов "Базэл Цемент", "Евроцементгрупп" и "СевЗапПром" был внесен 3 июня в Госдуму.
Ощущение недосказанности в этой ситуации возникает еще и потому, что в совещании, которое проходило в Пикалево под председательством премьер-министра, приняли участие все «авторы» возникшей проблемы, кроме одного. Холдинги представляли их владельцы Олег Дерипаска, Филарет Гальчев, Александр Бронштейн, не было лишь Андрея Гурьева, хозяина входящего в холдинг «ФосАгро» ОАО «Апатит», которое поставляет нефелиновый концентрат на ПГЗ. Его интересы представлял Максим Волков, в то время как сам он предпочел этому делу рыбалку с губернатором Вологодской области. Волков и подписал на этом совещании договор на поставку нефелинового концентрата от имени «ФосАгро», хотя, будучи генеральным директором ОАО «ФосАгро», а не управляющей компании ЗАО «ФосАгро АГ», он вряд ли имел право подписи на данном документе.
Замечено, что сенатор вообще старается не попадаться на глаза Владимиру Владимировичу Путину. С глаз долой - из сердца вон. Не дай бог, вспомнит, что Гурьев владелец отпочковавшегося от «ЮКОСа» «ФосАгро», хлопот не оберешься, сразу возникнут вопросы, почему ушел от ответственности как член ОПГ, почему вообще в Совете Федерации, а не на скамье подсудимых. Да еще кто-нибудь намекнет, что не только в Пикалево рабочие остались без работы из-за его амбиций и жадности, о чем Путин не преминул сказать в адрес владельцев конфликтующих предприятий. Когда на «Апатите» остановилось нефелиновое производство, сотни людей, включая смежников, оказались не у дел. Не говоря уже о том, сколько этого ценнейшего продукта ушло в отходы и как это отразилось на экологической ситуации в регионе. О том, как пылят «хвосты» (отходы переработки апатито-нефелиновой руды) знают не только в Мурманской области. Города Кировск и Апатиты, где расположен комбинат, считаются центром горнолыжного спорта и туризма на Кольском полуострове, и заезжие гости непременно делятся своими впечатлениями с родными, знакомыми и близкими, периодически оставляя свои воспоминания на сайтах и форумах в интернете, в том числе и не самые приятные.
Ехать в Пикалево Гурьеву ни к чему, он уверен в своей победе на этом фронте. Все давно было просчитано, еще тогда, когда в 2004 г. происходило разделение единого производственного комплекса ОАО «Глинозем». Но сначала нужно было обанкротить компанию, чтобы легче было прибрать ее к рукам.
Сбыт апатита для компании «ФосАгро» и его сырьевого актива ОАО «Апатит» не представляет трудностей, он - товар на рынке дефицитный, нефелин - другое дело. Продавать его за дешево (его себестоимость невысока) - не выгодно, но и не перерабатывать опасно - можно поплатиться за загрязнение окружающей среды миллионами тонн измельченной руды, из которой извлечен только один продукт - апатит, а можно и вовсе лишиться лицензии на право освоения месторождений комплексных руд. Несколько лет назад были сделаны расчеты строительства собственного глиноземного производства. Требовались огромные капитальные вложения, и владелец холдинга «ФосАгро», решив обойтись без особых затрат, «положил глаз» на единственного переработчика нефелинового концентрата - ПГЗ. Дезавуируя истинные цели, холдинг разрекламировал проект строительства глиноземного завода. Были разговоры о площадке для его размещения в Череповце, в Апатитах, в Костромской и Ленинградской областях. В Санкт-Петербурге даже была создана специальная группа, которая начала работать как филиал «ФосАгро». Но дальше разговоров дело не пошло. В то же время в городе Пикалево ситуация все больше накалялась, и не без помощи «ФосАгро».
Торг в отношении поставок нефелина стал сознательно затягиваться. В 2005 г. закончился контракт ПГЗ с поставщиком сырья ОАО «Апатит», и тот по праву сильного (как единственный производитель нефелинового концентрата) выдвинул новые условия с увеличением цены в полтора раза и дальнейшим ее ежегодным пересмотром в соответствии с ростом индекса цен промышленной продукции. При таких ценах завод становился убыточным, и после долгих споров и выяснений отношений с поставщиком нефелина было принято решение постепенно переводить предприятие на производство глинозема из бокситов. Но часть мощностей по-прежнему перерабатывала нефелин. Несмотря на то, что нефелиновый концентрат для ОАО «Апатит» не менее важный продукт, чем апатитовый, руководство предпочло снижению цены остановку нефелинового производства и, тем самым, спровоцировало начало конца для всего города Пикалево.
Когда тучи сгустились, и в ситуацию вмешались ФАС, прокуратура, руководство Ленобласти, администрация Пикалево, в «ФосАгро» разработали новый ход, способный сделать холдинг и его хозяина чуть ли не героем - спасителем. «ФосАгро» предложило 50-процентное снижение цены на нефелин, выдвинув при этом невыполнимое в данной ситуации условие. Зная об изменении технологических процессов на заводе, который частично переориентировался на переработку бокситов, холдинг предложил увеличить объем поставок нефелинового концентрата до 1,1 млн тонн. Столько ПГЗ перерабатывал в лучшие годы до реконструкции печей.
На что рассчитывает Гурьев? На то, что власть примет волевое решение, и либо передаст пикалевские предприятия более эффективному собственнику, либо национализирует их. При втором сценарии само государство в условиях экономического кризиса не сможет стабилизировать положение в Пикалево и выставит предприятия на продажу. В сложившейся ситуации покупателей найти будет не просто, поэтому цена может оказаться вполне приемлемой. Для того чтобы сработал первый сценарий, Гурьев использует весь накопленный арсенал средств, наработанный за годы своего сенаторства, - связи и признанное искусство лоббирования своих интересов. Здесь для него самое главное - успеть, пока не закончились его полномочия в Совете Федерации, пока у него есть возможность открывать двери в высокие кабинеты властных структур. Но время уходит, фактически его полномочия, как представителя исполнительной власти Мурманской области, закончились в марте т.г. с приходом в регион нового главы - Дмитрия Дмитриенко. До конца июня губернатор должен решить, кто будет дальше представлять интересы мурманчан в верхней палате парламента. И Гурьев торопится. По слухам, которые он сам же и распускает, он уже вел переговоры с администрацией области. И если старая администрация уже хорошо знала сенатора со всеми его «призраками прошлого», которых он боится, как черт ладана, новая только присматривается к действующим лицам. Гурьев хочет использовать тему нефелина в своих интересах. Его много, в полном смысле слова - горы! Сегодня можно пообещать обогатить область за счет его переработки. Только нужно ему чуть-чуть помочь, подставить административное плечо. А уж он расстарается … Вот ведь какой молодец - пошел навстречу пикалевским рабочим и согласился на подписание договора поставок нефелина по 750 рублей за тонну, себе в убыток.
Только вот случилось это после совещания у заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина накануне приезда Владимира Путина в Пикалево. Во исполнение решения этого совещания Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по праву золотой акции и по праву акционера, получившего по суду в распоряжение от лица государства 20-процентный пакет акций «Апатита», рекомендовало руководству предприятия подписать соглашение с ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» на таких условиях сроком на три месяца. Такое вот добровольно-принудительное лечение от жадности.
Все по классическому сценарию: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Приехал и рассудил. Но почему-то сохраняется ощущение не мира, а перемирия. Не верится в благоприятный исход затянувшегося конфликта. Принятое премьером волевое решение - полумера, способная на время погасить разбушевавшееся пламя межкорпоративной войны, но не прекратить ее. Поэтому и создана правительственная комиссия, которая должна выявить истинные причины того тугого узла, в котором сплелись интересы нескольких структур и их владельцев. Если бы они были разрешимы мирным путем, это бы давно произошло. Но не случилось. Здесь игроки серьезные, играют по-крупному. На кону бизнес, но уступить друг другу они не хотят. Однако ситуация такова, что работники их предприятий дальше жить так не могут. Тут вступает в силу известный закон: когда верхи не хотят, а низы не могут, наступает революционный момент. Неужели наши олигархи так плохо учились в школе, что забыли уроки истории? Депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» оживили их память, напомнив, что в таких случаях бывает экспроприация, национализация и прочие силовые действия в интересах трудового народа. Законопроект о национализации трех предприятий, находящихся под управлением холдингов "Базэл Цемент", "Евроцементгрупп" и "СевЗапПром" был внесен 3 июня в Госдуму.
Ощущение недосказанности в этой ситуации возникает еще и потому, что в совещании, которое проходило в Пикалево под председательством премьер-министра, приняли участие все «авторы» возникшей проблемы, кроме одного. Холдинги представляли их владельцы Олег Дерипаска, Филарет Гальчев, Александр Бронштейн, не было лишь Андрея Гурьева, хозяина входящего в холдинг «ФосАгро» ОАО «Апатит», которое поставляет нефелиновый концентрат на ПГЗ. Его интересы представлял Максим Волков, в то время как сам он предпочел этому делу рыбалку с губернатором Вологодской области. Волков и подписал на этом совещании договор на поставку нефелинового концентрата от имени «ФосАгро», хотя, будучи генеральным директором ОАО «ФосАгро», а не управляющей компании ЗАО «ФосАгро АГ», он вряд ли имел право подписи на данном документе.
Замечено, что сенатор вообще старается не попадаться на глаза Владимиру Владимировичу Путину. С глаз долой - из сердца вон. Не дай бог, вспомнит, что Гурьев владелец отпочковавшегося от «ЮКОСа» «ФосАгро», хлопот не оберешься, сразу возникнут вопросы, почему ушел от ответственности как член ОПГ, почему вообще в Совете Федерации, а не на скамье подсудимых. Да еще кто-нибудь намекнет, что не только в Пикалево рабочие остались без работы из-за его амбиций и жадности, о чем Путин не преминул сказать в адрес владельцев конфликтующих предприятий. Когда на «Апатите» остановилось нефелиновое производство, сотни людей, включая смежников, оказались не у дел. Не говоря уже о том, сколько этого ценнейшего продукта ушло в отходы и как это отразилось на экологической ситуации в регионе. О том, как пылят «хвосты» (отходы переработки апатито-нефелиновой руды) знают не только в Мурманской области. Города Кировск и Апатиты, где расположен комбинат, считаются центром горнолыжного спорта и туризма на Кольском полуострове, и заезжие гости непременно делятся своими впечатлениями с родными, знакомыми и близкими, периодически оставляя свои воспоминания на сайтах и форумах в интернете, в том числе и не самые приятные.
Ехать в Пикалево Гурьеву ни к чему, он уверен в своей победе на этом фронте. Все давно было просчитано, еще тогда, когда в 2004 г. происходило разделение единого производственного комплекса ОАО «Глинозем». Но сначала нужно было обанкротить компанию, чтобы легче было прибрать ее к рукам.
Сбыт апатита для компании «ФосАгро» и его сырьевого актива ОАО «Апатит» не представляет трудностей, он - товар на рынке дефицитный, нефелин - другое дело. Продавать его за дешево (его себестоимость невысока) - не выгодно, но и не перерабатывать опасно - можно поплатиться за загрязнение окружающей среды миллионами тонн измельченной руды, из которой извлечен только один продукт - апатит, а можно и вовсе лишиться лицензии на право освоения месторождений комплексных руд. Несколько лет назад были сделаны расчеты строительства собственного глиноземного производства. Требовались огромные капитальные вложения, и владелец холдинга «ФосАгро», решив обойтись без особых затрат, «положил глаз» на единственного переработчика нефелинового концентрата - ПГЗ. Дезавуируя истинные цели, холдинг разрекламировал проект строительства глиноземного завода. Были разговоры о площадке для его размещения в Череповце, в Апатитах, в Костромской и Ленинградской областях. В Санкт-Петербурге даже была создана специальная группа, которая начала работать как филиал «ФосАгро». Но дальше разговоров дело не пошло. В то же время в городе Пикалево ситуация все больше накалялась, и не без помощи «ФосАгро».
Торг в отношении поставок нефелина стал сознательно затягиваться. В 2005 г. закончился контракт ПГЗ с поставщиком сырья ОАО «Апатит», и тот по праву сильного (как единственный производитель нефелинового концентрата) выдвинул новые условия с увеличением цены в полтора раза и дальнейшим ее ежегодным пересмотром в соответствии с ростом индекса цен промышленной продукции. При таких ценах завод становился убыточным, и после долгих споров и выяснений отношений с поставщиком нефелина было принято решение постепенно переводить предприятие на производство глинозема из бокситов. Но часть мощностей по-прежнему перерабатывала нефелин. Несмотря на то, что нефелиновый концентрат для ОАО «Апатит» не менее важный продукт, чем апатитовый, руководство предпочло снижению цены остановку нефелинового производства и, тем самым, спровоцировало начало конца для всего города Пикалево.
Когда тучи сгустились, и в ситуацию вмешались ФАС, прокуратура, руководство Ленобласти, администрация Пикалево, в «ФосАгро» разработали новый ход, способный сделать холдинг и его хозяина чуть ли не героем - спасителем. «ФосАгро» предложило 50-процентное снижение цены на нефелин, выдвинув при этом невыполнимое в данной ситуации условие. Зная об изменении технологических процессов на заводе, который частично переориентировался на переработку бокситов, холдинг предложил увеличить объем поставок нефелинового концентрата до 1,1 млн тонн. Столько ПГЗ перерабатывал в лучшие годы до реконструкции печей.
На что рассчитывает Гурьев? На то, что власть примет волевое решение, и либо передаст пикалевские предприятия более эффективному собственнику, либо национализирует их. При втором сценарии само государство в условиях экономического кризиса не сможет стабилизировать положение в Пикалево и выставит предприятия на продажу. В сложившейся ситуации покупателей найти будет не просто, поэтому цена может оказаться вполне приемлемой. Для того чтобы сработал первый сценарий, Гурьев использует весь накопленный арсенал средств, наработанный за годы своего сенаторства, - связи и признанное искусство лоббирования своих интересов. Здесь для него самое главное - успеть, пока не закончились его полномочия в Совете Федерации, пока у него есть возможность открывать двери в высокие кабинеты властных структур. Но время уходит, фактически его полномочия, как представителя исполнительной власти Мурманской области, закончились в марте т.г. с приходом в регион нового главы - Дмитрия Дмитриенко. До конца июня губернатор должен решить, кто будет дальше представлять интересы мурманчан в верхней палате парламента. И Гурьев торопится. По слухам, которые он сам же и распускает, он уже вел переговоры с администрацией области. И если старая администрация уже хорошо знала сенатора со всеми его «призраками прошлого», которых он боится, как черт ладана, новая только присматривается к действующим лицам. Гурьев хочет использовать тему нефелина в своих интересах. Его много, в полном смысле слова - горы! Сегодня можно пообещать обогатить область за счет его переработки. Только нужно ему чуть-чуть помочь, подставить административное плечо. А уж он расстарается … Вот ведь какой молодец - пошел навстречу пикалевским рабочим и согласился на подписание договора поставок нефелина по 750 рублей за тонну, себе в убыток.
Только вот случилось это после совещания у заместителя председателя правительства РФ Игоря Сечина накануне приезда Владимира Путина в Пикалево. Во исполнение решения этого совещания Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по праву золотой акции и по праву акционера, получившего по суду в распоряжение от лица государства 20-процентный пакет акций «Апатита», рекомендовало руководству предприятия подписать соглашение с ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» на таких условиях сроком на три месяца. Такое вот добровольно-принудительное лечение от жадности.