Трехходовая комбинация Дерипаски
Вчера стало известно, что бизнесмен Олег Дерипаска намерен приобрести Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). Накануне олигарх посетил Челябинск, где встретился с губернатором Челябинской области, Петром Суминым.
Как стало известно Веку, за этой очередной покупкой г-на Дерипаски стоит многоходовая комбинация, в ходе которой предприниматель намерен построить здесь целый жилой квартал, чтобы присоединить его к своему строительному бизнесу.
ЧТЗ был построен в начале 30-х. Именно здесь строились первые советские тракторы. Это предприятие когда-то было гордостью челябинцев, а во время войны здесь выпускались даже танки. Однако с приходом рыночной экономики предприятие стало неконкурентоспособно. В результате выручка предприятия за первое полугодие 1997 года, составившая 721 миллиард рублей, содержала в себе денежные компоненты в объеме не более пятидесяти миллиардов рублей. Этого реального денежного источника хватило лишь на то, чтобы выплатить около половины начисленной заработной платы, которая составляет около 800 тысяч рублей. Остальная её часть была оказана какими-то услугами. Предприятие полностью потеряло способность к расчетам с федеральным бюджетом, пенсионным фондом РФ. Единственно возможным способом расчета было брать у завода его технику по крайне завышенным ценам и передавать финансируемым из бюджета структурам. Фактически уровень деградации производства по отношению к доперестроечному периоду составлял 90 процентов. В результате завод был в 2002 году обанкрочен.
Сегодня ЧТЗ производит промышленные тракторы, бульдозеры и двигатели. В 2005 выпустило продукции на 4,874 млрд. рублей. По итогам прошлого года доля в структуре рынка тракторного и сельскохозяйственного машиностроения составила 15,9 %. Учредителями являются: челябинское правительство (доля 18,6%), ФГУП ПО Уралвагонзавод (около 16%). Остальные доли принадлежат ряду юридических лиц (ООО Березовский ремонтно-механический завод, ООО РТИ-ЧТЗ, ООО Гусеницы ЧТЗ, ООО Каток ЧТЗ).
Следует отметить, что г-н Сумин еще в 2002г. предлагал Дерипаске приобрети ЧТЗ, однако из-за слишком больших долгов его покупать было нерентабельно.
Впрочем, многим до сих пор было непонятно, зачем олигарху приобретать тракторный завод. Ведь по меркам Дерипаски, капитализация предприятия не столь велика, чтобы им заниматься всерьез. Все было расставлено на свои места во время проведения селекторного совещания челябинским губернатором Суминым, на котором он заявил, что Вхождение ЧТЗ в состав Группы ГАЗ повлияет на судьбу не только этого завода, но и другого актива Дерипаски на территории Челябинска. По словам губернатора, предприниматель собирается перенести на пустующие площади ЧТЗ производственную базу бывшего Завода дорожных машин имени Колющенко, ныне Челябинский завод строительно-дорожных машин. Вместе с производством на ЧТЗ переберется трудовой коллектив в составе почти 3,5 тыс. сотрудников. Освободившиеся площади на территории, прилегающей к центру Челябинска и району железнодорожного вокзала, предприниматель, скорее всего, использует для получения прибыли от жилой и торгово-офисной застройки. План переноса с учетом всех экономических и социальных последствий будет представлен уже к 7 октября.
В случае реализации такого плана, строительный бизнес олигарха пополнится еще одним жилым массивом. Напомним, что одна из структур БАЗЕЛа, Бэл-Девелопмент, начинает работы в качестве девелопера и заказчика строительства гостиницы уровня 5 звезд по улице Тверская, 16/2, стр. 2. Ранее здесь находились редакции Московских новостей, Время МН и Радио Максимум. Помимо гостиницы на Тверской Бэл-Девелопмент выступает девелопером и техническим заказчиком еще трех отелей в Москве по улицам Знаменка, Льва Толстого и Магнитогорской.
Ранее компания Базовый элемент уже приобрела контрольный пакет акций Главмосстрой. Компании принадлежит более 70 организаций: общестроительные и специализированные, заводское производство, проектные организации, ипотечная компания и другие. Средняя выручка компании от продажи инвестиционных объектов составила 10 млрд. руб.
Следует отметить, что Челябинский завод дорожных машин был тоже ранее банкротом, после чего г-н Дерипаска его выкупил. Любопытно, что именно тогда губернатор предлагал олигарху купить ЧТЗ. Возможно, что трехходовая комбинация по покупке завода строительных машин, с переселением его на ЧТЗ, и постройкой на высвободившейся территории жилого квартала была задумана бизнесменом уже тогда.
ЧТЗ был построен в начале 30-х. Именно здесь строились первые советские тракторы. Это предприятие когда-то было гордостью челябинцев, а во время войны здесь выпускались даже танки. Однако с приходом рыночной экономики предприятие стало неконкурентоспособно. В результате выручка предприятия за первое полугодие 1997 года, составившая 721 миллиард рублей, содержала в себе денежные компоненты в объеме не более пятидесяти миллиардов рублей. Этого реального денежного источника хватило лишь на то, чтобы выплатить около половины начисленной заработной платы, которая составляет около 800 тысяч рублей. Остальная её часть была оказана какими-то услугами. Предприятие полностью потеряло способность к расчетам с федеральным бюджетом, пенсионным фондом РФ. Единственно возможным способом расчета было брать у завода его технику по крайне завышенным ценам и передавать финансируемым из бюджета структурам. Фактически уровень деградации производства по отношению к доперестроечному периоду составлял 90 процентов. В результате завод был в 2002 году обанкрочен.
Сегодня ЧТЗ производит промышленные тракторы, бульдозеры и двигатели. В 2005 выпустило продукции на 4,874 млрд. рублей. По итогам прошлого года доля в структуре рынка тракторного и сельскохозяйственного машиностроения составила 15,9 %. Учредителями являются: челябинское правительство (доля 18,6%), ФГУП ПО Уралвагонзавод (около 16%). Остальные доли принадлежат ряду юридических лиц (ООО Березовский ремонтно-механический завод, ООО РТИ-ЧТЗ, ООО Гусеницы ЧТЗ, ООО Каток ЧТЗ).
Следует отметить, что г-н Сумин еще в 2002г. предлагал Дерипаске приобрети ЧТЗ, однако из-за слишком больших долгов его покупать было нерентабельно.
Впрочем, многим до сих пор было непонятно, зачем олигарху приобретать тракторный завод. Ведь по меркам Дерипаски, капитализация предприятия не столь велика, чтобы им заниматься всерьез. Все было расставлено на свои места во время проведения селекторного совещания челябинским губернатором Суминым, на котором он заявил, что Вхождение ЧТЗ в состав Группы ГАЗ повлияет на судьбу не только этого завода, но и другого актива Дерипаски на территории Челябинска. По словам губернатора, предприниматель собирается перенести на пустующие площади ЧТЗ производственную базу бывшего Завода дорожных машин имени Колющенко, ныне Челябинский завод строительно-дорожных машин. Вместе с производством на ЧТЗ переберется трудовой коллектив в составе почти 3,5 тыс. сотрудников. Освободившиеся площади на территории, прилегающей к центру Челябинска и району железнодорожного вокзала, предприниматель, скорее всего, использует для получения прибыли от жилой и торгово-офисной застройки. План переноса с учетом всех экономических и социальных последствий будет представлен уже к 7 октября.
В случае реализации такого плана, строительный бизнес олигарха пополнится еще одним жилым массивом. Напомним, что одна из структур БАЗЕЛа, Бэл-Девелопмент, начинает работы в качестве девелопера и заказчика строительства гостиницы уровня 5 звезд по улице Тверская, 16/2, стр. 2. Ранее здесь находились редакции Московских новостей, Время МН и Радио Максимум. Помимо гостиницы на Тверской Бэл-Девелопмент выступает девелопером и техническим заказчиком еще трех отелей в Москве по улицам Знаменка, Льва Толстого и Магнитогорской.
Ранее компания Базовый элемент уже приобрела контрольный пакет акций Главмосстрой. Компании принадлежит более 70 организаций: общестроительные и специализированные, заводское производство, проектные организации, ипотечная компания и другие. Средняя выручка компании от продажи инвестиционных объектов составила 10 млрд. руб.
Следует отметить, что Челябинский завод дорожных машин был тоже ранее банкротом, после чего г-н Дерипаска его выкупил. Любопытно, что именно тогда губернатор предлагал олигарху купить ЧТЗ. Возможно, что трехходовая комбинация по покупке завода строительных машин, с переселением его на ЧТЗ, и постройкой на высвободившейся территории жилого квартала была задумана бизнесменом уже тогда.