ВТБ «подрезал» Ротенбергу крылья
Аркадий Ротенберг и партнеры продолжают претендовать на роль контролирующих акционеров аэропорта «Шереметьево». В ближайшее время инвестор для Северного терминала МАШ может быть выбран, но Росимущество пока молчит. Возможно, ведомство придерживает решение, которое еще недавно его, похоже, категорически не устраивало.
Как сообщают источники ИТАР-ТАСС в самом МАШ и Росимуществе, после создания двух СП ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и TPS Avia Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько при консолидации активов МАШ государство потеряет свой контроль над аэропортом.
Напомним, в конце сентября TPS Avia была выбрана на конкурсной основе для реализации проекта развития Северного терминального комплекса. Этот мегапроект предполагает строительство нового терминала B на 15 млн. пассажиров в год, грузового терминала, третьего топливно-заправочного комплекса и тоннеля, который соединит северную и южную (терминалы D, E и F) зоны аэропорта. Для этого TPS и МАШ и должны создать два СП.
Однако тогда с выбором инвестора не согласилось Росимущество (владеет 83,04% акций МАШ) - главного акционера ОАО не устроило качество проведенного конкурса. Никаких официальных комментариев от руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом, однако, не последовало, и СМИ, по сути, лишь гадали, почему ведомство осталось недовольным.
Некоторые наблюдатели предположили, что сам конкурс был сплошной профанацией, и его результаты в силу разных причин были известны заранее. Кроме TPS Avia Group на роль инвестора, напомним, претендовали ВТБ Капитал (неправильно составил заявку), «Аэроэкспресс» (не прошедший отбор), «Аэропорт «Кольцово» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), «Трансстрой» Олега Дерипаски (позже отказался от участия) и ОАО «Аэропорт «Толмачево» Романа Троценко (не успел подать документы). По сути, оставшийся единственным соперником TPS Avia Group «Аэропорт «Кольцово» мог бы обжаловать итоги отбора, однако никаких возражений от структур Вексельберга не последовало.
Впрочем, если вспомнить биографию нынешней главы Росимущества Ольги Дергуновой, можно выдвинуть версию, что истинное недовольство выразил совсем другой участник тендера. Главой «имущественного» ведомства Дергунова стала лишь в июне 2012 года, а до этого она являлась членом правления ВТБ, руководителем департамента дочерних банков. Более того, в августе нынешнего года на должность начальника управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций назначен Виталий Сергейчук. Новоявленный чиновник ранее занимал ведущие должности в таких организациях, как Объединенная Финансовая Группа, Deutsche Bank и ВТБ Капитал, где отвечал за большое число сделок, включая слияния и поглощения. Тогда же в Росимуществе появилась и новая глава управления корпоративных технологий Виктория Семерикова, которая ранее также трудилась в ОАО Банк ВТБ. Неплохая сложилась компания старых коллег?
Тем не менее, глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что версия о вмешательстве ВТБ в историю с выбором инвестора для МАШ не имеет под собой оснований. «Дело в том, что ВТБ и не пытался участвовать в процедурах по отбору инвестора. Для них аэропортовый бизнес не является профильным, как и для любого другого банка. В конкурсе участвовала, помимо TPS, только «Ренова». Проявляли интерес «Новапорт» и «Аэроэкспресс», отчасти и «Базэл», но в финал они не вышли, - напомнил эксперт «Веку». - Что касается позиции Росимущества, то лучше спросить причину недовольства у них. Но я могу напомнить, что летом вышли поручения президента по развитию МАУ, в которых, среди прочего, речь шла о передаче имущественного комплекса в концессию. А TPS предлагает создание СП, в котором они получат контроль. Это явно противоречит позиции главы государства...».
Говоря о том, что ВТБ Капитал также пытался заявиться на конкурс, Пантелеев отметил, что «это не совсем ВТБ». «В моем представлении, у них не было шансов», - заявил эксперт.
Тем не менее, источник «Века», близкий к ситуации, считает, что именно ВТБ и Ольга Дергунова стали в этом скандале главными действующими лицами. «Где раньше работала госпожа Дергунова? А Группа ВТБ участвовала напрямую, но не дошла до финала. Теперь, думаю, должно быть понятно, почему Росимущество не удовлетворили итоги конкурса, и понятно, какой вариант казался бы им наиболее интересным, - говорит собеседник «Века». - Рассматривалось несколько возможных сценариев. Первый - это банковские инвестиции в проект, но этот вариант весьма специфичен, потому что банки привыкли вести бизнес определенным образом. Второй вариант - это крупные инвестиционные компании, такие как структура Ротенберга или «Реновы». Это компании, у которых есть собственный капитал для инвестиций. А это совсем другие условия».
По данным источника, вариант, связанный с участием банков, судя по всему, впоследствии выходит более дорогим для всех эксплуатантов: пассажиров, авиакомпаний и так далее. «Банки не могут играть настолько вдолгую. Можно, например, вспомнить историю со строительством терминала D, которое кредитовали ВТБ и ВЭБ, и посмотреть, сколько инвестиций ушло на этот проект, сколько он съел денег (почти $1 млрд. - ред.). После этого на МАШ повисла большая долговая нагрузка, и стало понятно, что невозможно и далее строить терминалы и прочее, просто беря кредиты. Если проектом будут заниматься банки, то они могут не лучшим образом способствовать дальнейшему развитию аэропорта».
Вполне вероятно, считает собеседник «Века», все это время проект Северного терминала мог быть предметом торга между заинтересованными сторонами. Какие условия поставил ВТБ Ротенбергу и его компаньонам - остается только догадываться. «По моей информации, ситуация на сегодняшний день более-менее разрешилась - Росимущество успокоилось. Официально они не комментировали ситуацию. Наверняка был большой и сложный переговорный процесс, и позиция ведомства стала более лояльной», - отмечает источник, близкий к ситуации.
«Другое дело, - согласен и Олег Пантелеев, - что и в самом «Шереметьево» вероятность положительного решения со стороны Росимущества расценивают почти как стопроцентную, следовательно, они в постоянном взаимодействии с ведомством и дают чиновникам соответствующие разъяснения».
Действительно, чтобы принять решение о создании новых СП, госпредставители в совете должны получить директиву Росимущества, которой, правда, пока нет. Между тем, и «Коммерсант» оценивает вероятность получения такого распоряжения как «высокую».
«TPS Avia - достаточно мощная структура, которая имеет достаточно большой опыт работы именно по аэропортам, - рассказал «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - Интерес к Северному терминалу вполне понятен, поскольку контракт с МАШ, безусловно, выгоден. И участие TPS, с моей точки зрения, вполне оправдано, это не контора «шараш-монтаж», которая сначала заключит контракт, а потом не будет его выполнять».
Сейчас очень трудно предположить, как будет далее развиваться эта история, отмечает эксперт. «Но в любом случае остается только надеяться на то, что конкурс пройдет без всякого административного давления, и, что называется, победит достойный, - говорит Захаров. - У нас постоянно отменяют конкурсы, особенно государственные, и ничего в этом особо странного нет. Любой конкурс всегда можно отменить, было бы желание. Формальные нарушения найти можно опять-таки всегда. Может быть, это происходит в чьих-то интересах, а, может быть, ради чистоты эксперимента - все-таки в интересах дела».
Как ранее писал «Век», Аркадия Ротенберга и партнеров давно называют основными претендентами на весь аэропорт «Шереметьево». Бизнесмены освоили здесь уже много разных направлений - паркинг, грузы, VIP-сервис. Летом нынешнего года TPS Avia Group неожиданно для всех участников рынка приобрела у «Интерпорта» доли в ООО «Грузовой комплекс «Шереметьево», ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт Москва». Тем самым эта троица фактически замкнула на себя весь сектор наземного обслуживания грузовых авиаперевозок в МАШ.
По данным СМИ, уставный капитал одного из СП - «Терминал В Шереметьево» - составит более 7,6 млрд. рублей. TPS Avia внесет в него свыше 6,5 млрд. рублей и получит долю более 85%. Уставный капитал второго СП - «Межтерминальный переход Шереметьево» (займется строительством и эксплуатацией тоннеля) - составит 8,3 млрд. рублей. TPS Avia внесет 8,2 млрд. рублей, что составит 99% уставного капитала СП. Предполагается, что обе компании должны быть созданы к 15 января 2014 года, а новый терминал и тоннель будут построены к концу 2016 года.
После консолидации активов МАШ на базе TPS Avia государство лишится своего контроля в аэропорту. Ранее предполагалось, что госдоля в «Шереметьево» снизится лишь до 54%, однако эти расчеты не учитывали цену вопроса новых проектов. Иными словами, похоже, скоро все три столичных аэропорта перейдут к частникам, хотя еще в 2010 году власти планировали объединить их под контролем государства.
Видимо, Ольга Дергунова не может смириться с такой легкой передачей МАШ «лучшему другу Путина»? В свое время в пользу ее кандидатуры на пост главы Росимущества высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов (по совместительству относящийся к «команде премьера Медведева»). К тому же госпожа Дергунова уже демонстрировала некие противоречия в высказываниях: с одной стороны, провозглашая лозунги за госконтроль, с другой - выступая за планы приватизации госактивов. Примерно в 20-х числах декабря мы, видимо, сможем, наконец, узнать, какой позиции придерживается Ольга Константиновна на сей раз и пройдет ли компания Ротенберга через «фильтр» Росимущества.
Напомним, в конце сентября TPS Avia была выбрана на конкурсной основе для реализации проекта развития Северного терминального комплекса. Этот мегапроект предполагает строительство нового терминала B на 15 млн. пассажиров в год, грузового терминала, третьего топливно-заправочного комплекса и тоннеля, который соединит северную и южную (терминалы D, E и F) зоны аэропорта. Для этого TPS и МАШ и должны создать два СП.
Однако тогда с выбором инвестора не согласилось Росимущество (владеет 83,04% акций МАШ) - главного акционера ОАО не устроило качество проведенного конкурса. Никаких официальных комментариев от руководства Федерального агентства по управлению государственным имуществом, однако, не последовало, и СМИ, по сути, лишь гадали, почему ведомство осталось недовольным.
Некоторые наблюдатели предположили, что сам конкурс был сплошной профанацией, и его результаты в силу разных причин были известны заранее. Кроме TPS Avia Group на роль инвестора, напомним, претендовали ВТБ Капитал (неправильно составил заявку), «Аэроэкспресс» (не прошедший отбор), «Аэропорт «Кольцово» (входит в «Ренову» Виктора Вексельберга), «Трансстрой» Олега Дерипаски (позже отказался от участия) и ОАО «Аэропорт «Толмачево» Романа Троценко (не успел подать документы). По сути, оставшийся единственным соперником TPS Avia Group «Аэропорт «Кольцово» мог бы обжаловать итоги отбора, однако никаких возражений от структур Вексельберга не последовало.
Впрочем, если вспомнить биографию нынешней главы Росимущества Ольги Дергуновой, можно выдвинуть версию, что истинное недовольство выразил совсем другой участник тендера. Главой «имущественного» ведомства Дергунова стала лишь в июне 2012 года, а до этого она являлась членом правления ВТБ, руководителем департамента дочерних банков. Более того, в августе нынешнего года на должность начальника управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций назначен Виталий Сергейчук. Новоявленный чиновник ранее занимал ведущие должности в таких организациях, как Объединенная Финансовая Группа, Deutsche Bank и ВТБ Капитал, где отвечал за большое число сделок, включая слияния и поглощения. Тогда же в Росимуществе появилась и новая глава управления корпоративных технологий Виктория Семерикова, которая ранее также трудилась в ОАО Банк ВТБ. Неплохая сложилась компания старых коллег?
Тем не менее, глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что версия о вмешательстве ВТБ в историю с выбором инвестора для МАШ не имеет под собой оснований. «Дело в том, что ВТБ и не пытался участвовать в процедурах по отбору инвестора. Для них аэропортовый бизнес не является профильным, как и для любого другого банка. В конкурсе участвовала, помимо TPS, только «Ренова». Проявляли интерес «Новапорт» и «Аэроэкспресс», отчасти и «Базэл», но в финал они не вышли, - напомнил эксперт «Веку». - Что касается позиции Росимущества, то лучше спросить причину недовольства у них. Но я могу напомнить, что летом вышли поручения президента по развитию МАУ, в которых, среди прочего, речь шла о передаче имущественного комплекса в концессию. А TPS предлагает создание СП, в котором они получат контроль. Это явно противоречит позиции главы государства...».
Говоря о том, что ВТБ Капитал также пытался заявиться на конкурс, Пантелеев отметил, что «это не совсем ВТБ». «В моем представлении, у них не было шансов», - заявил эксперт.
Тем не менее, источник «Века», близкий к ситуации, считает, что именно ВТБ и Ольга Дергунова стали в этом скандале главными действующими лицами. «Где раньше работала госпожа Дергунова? А Группа ВТБ участвовала напрямую, но не дошла до финала. Теперь, думаю, должно быть понятно, почему Росимущество не удовлетворили итоги конкурса, и понятно, какой вариант казался бы им наиболее интересным, - говорит собеседник «Века». - Рассматривалось несколько возможных сценариев. Первый - это банковские инвестиции в проект, но этот вариант весьма специфичен, потому что банки привыкли вести бизнес определенным образом. Второй вариант - это крупные инвестиционные компании, такие как структура Ротенберга или «Реновы». Это компании, у которых есть собственный капитал для инвестиций. А это совсем другие условия».
По данным источника, вариант, связанный с участием банков, судя по всему, впоследствии выходит более дорогим для всех эксплуатантов: пассажиров, авиакомпаний и так далее. «Банки не могут играть настолько вдолгую. Можно, например, вспомнить историю со строительством терминала D, которое кредитовали ВТБ и ВЭБ, и посмотреть, сколько инвестиций ушло на этот проект, сколько он съел денег (почти $1 млрд. - ред.). После этого на МАШ повисла большая долговая нагрузка, и стало понятно, что невозможно и далее строить терминалы и прочее, просто беря кредиты. Если проектом будут заниматься банки, то они могут не лучшим образом способствовать дальнейшему развитию аэропорта».
Вполне вероятно, считает собеседник «Века», все это время проект Северного терминала мог быть предметом торга между заинтересованными сторонами. Какие условия поставил ВТБ Ротенбергу и его компаньонам - остается только догадываться. «По моей информации, ситуация на сегодняшний день более-менее разрешилась - Росимущество успокоилось. Официально они не комментировали ситуацию. Наверняка был большой и сложный переговорный процесс, и позиция ведомства стала более лояльной», - отмечает источник, близкий к ситуации.
«Другое дело, - согласен и Олег Пантелеев, - что и в самом «Шереметьево» вероятность положительного решения со стороны Росимущества расценивают почти как стопроцентную, следовательно, они в постоянном взаимодействии с ведомством и дают чиновникам соответствующие разъяснения».
Действительно, чтобы принять решение о создании новых СП, госпредставители в совете должны получить директиву Росимущества, которой, правда, пока нет. Между тем, и «Коммерсант» оценивает вероятность получения такого распоряжения как «высокую».
«TPS Avia - достаточно мощная структура, которая имеет достаточно большой опыт работы именно по аэропортам, - рассказал «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - Интерес к Северному терминалу вполне понятен, поскольку контракт с МАШ, безусловно, выгоден. И участие TPS, с моей точки зрения, вполне оправдано, это не контора «шараш-монтаж», которая сначала заключит контракт, а потом не будет его выполнять».
Сейчас очень трудно предположить, как будет далее развиваться эта история, отмечает эксперт. «Но в любом случае остается только надеяться на то, что конкурс пройдет без всякого административного давления, и, что называется, победит достойный, - говорит Захаров. - У нас постоянно отменяют конкурсы, особенно государственные, и ничего в этом особо странного нет. Любой конкурс всегда можно отменить, было бы желание. Формальные нарушения найти можно опять-таки всегда. Может быть, это происходит в чьих-то интересах, а, может быть, ради чистоты эксперимента - все-таки в интересах дела».
Как ранее писал «Век», Аркадия Ротенберга и партнеров давно называют основными претендентами на весь аэропорт «Шереметьево». Бизнесмены освоили здесь уже много разных направлений - паркинг, грузы, VIP-сервис. Летом нынешнего года TPS Avia Group неожиданно для всех участников рынка приобрела у «Интерпорта» доли в ООО «Грузовой комплекс «Шереметьево», ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт Москва». Тем самым эта троица фактически замкнула на себя весь сектор наземного обслуживания грузовых авиаперевозок в МАШ.
По данным СМИ, уставный капитал одного из СП - «Терминал В Шереметьево» - составит более 7,6 млрд. рублей. TPS Avia внесет в него свыше 6,5 млрд. рублей и получит долю более 85%. Уставный капитал второго СП - «Межтерминальный переход Шереметьево» (займется строительством и эксплуатацией тоннеля) - составит 8,3 млрд. рублей. TPS Avia внесет 8,2 млрд. рублей, что составит 99% уставного капитала СП. Предполагается, что обе компании должны быть созданы к 15 января 2014 года, а новый терминал и тоннель будут построены к концу 2016 года.
После консолидации активов МАШ на базе TPS Avia государство лишится своего контроля в аэропорту. Ранее предполагалось, что госдоля в «Шереметьево» снизится лишь до 54%, однако эти расчеты не учитывали цену вопроса новых проектов. Иными словами, похоже, скоро все три столичных аэропорта перейдут к частникам, хотя еще в 2010 году власти планировали объединить их под контролем государства.
Видимо, Ольга Дергунова не может смириться с такой легкой передачей МАШ «лучшему другу Путина»? В свое время в пользу ее кандидатуры на пост главы Росимущества высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов (по совместительству относящийся к «команде премьера Медведева»). К тому же госпожа Дергунова уже демонстрировала некие противоречия в высказываниях: с одной стороны, провозглашая лозунги за госконтроль, с другой - выступая за планы приватизации госактивов. Примерно в 20-х числах декабря мы, видимо, сможем, наконец, узнать, какой позиции придерживается Ольга Константиновна на сей раз и пройдет ли компания Ротенберга через «фильтр» Росимущества.