Эра сверхдешевых товаров из Азии под угрозой
Закат сверхдешевой азиатской фабричной рабочей силы становится последним испытанием для глобализированной производственной модели, которая за последние три десятилетия предоставила потребителям по всему миру широкий спектр недорогих товаров.
Американцы, привыкшие к дешевой моде и телевизорам с плоским экраном, вскоре могут смириться с более высокими ценами. Азия, заводской цех мира и источник большей части товаров, которые покупают американцы, сталкивается с большой проблемой: молодые люди из азиатских стран, по большому счету, не хотят работать на фабриках. «На планете не осталось ни одного места, которое могло бы дать вам то, что вы хотите, − отмечает Пол Норрисс, соучредитель вьетнамской швейной фабрики UnAvailable, расположенной в Хошимине. − Людям придется изменить свои потребительские привычки, и брендам тоже».
Производитель игрушек и игр Hasbro заявил в этом году, что нехватка рабочей силы во Вьетнаме и Китае привела к росту затрат. Производитель кукол Mattel, имеющий большую производственную базу в Азии, также сталкивается с более высокими затратами на рабочую силу. Обе компании подняли цены на свою продукцию. Nike, которая производит большую часть своей обуви в Азии, в июне отметила, что стоимость ее продукции выросла из-за более высоких затрат на рабочую силу.
В ответ на кризис азиатские фабрики были вынуждены повысить заработную плату и принять иногда дорогостоящие стратегии по удержанию рабочих, от улучшения питания в столовой до строительства детских садов для детей рабочих. Начиная с 1990-х годов Китай, а затем и другие азиатские производственные центры интегрировались в мировую экономику, превратив нации бедных фермеров в промышленные центры.
Теперь эти страны-производители сталкиваются с проблемой поколений. Молодые работники, более образованные, чем их родители, и активные пользователи Instagram, TikTok и других социальных сетей, решают, что их трудовая жизнь не должна проходить в заводских стенах. Свою роль играют и демографические сдвиги. Молодые люди в Азии рожают меньше детей, чем их родители, и в более позднем возрасте, а это означает, что они находятся под меньшим давлением, чтобы получать стабильный доход в свои 20 лет.
Быстро развивающийся сектор услуг предлагает возможность менее изнурительной работы в качестве продавцов в торговых центрах и администраторов в отелях. Данная проблема остро стоит в Китае, где безработица среди городской молодежи в июне достигла 21% несмотря на то, что на фабриках не хватало рабочей силы. Транснациональные компании перемещают производство из Китая в другие страны, включая Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Индию. Владельцы фабрик говорят, что они тоже изо всех сил пытаются привлечь молодых людей. В Малайзии, центре производства полупроводников и электроники, на заводах отменяются требования носить униформу, которую молодые работники терпеть не могут, и проводится перепланировка помещений. «Мы пытаемся сделать наши заводы более сексуальными, открыть перегородки, сделать их более стеклянными, дать больше света, включить приятную музыку, создать своеобразную среду Apple», − заявил Сайед Хусейн Сайед Хусман, президент Федерации работодателей Малайзии, представляющей интересы производителей.
В прошлом производители могли просто переехать в менее дорогие места. В настоящее время это не так просто. В Африке и Южной Азии есть страны с большим количеством рабочей силы, но многие из них политически нестабильны или не имеют развитой инфраструктуры и обученной рабочей силы. Бренды одежды оказались в затруднительном положении, когда, расширяя свою деятельность в Мьянме и Эфиопии, они столкнулись с беспорядками и гражданской войной. Бангладеш был надежной базой для производства одежды, но ограничительная торговая политика и перегруженные порты не позволили ему добиться больших успехов.
Индия имеет огромное население, и компании, ищущие альтернативу Китаю, расширяют там свое производство. Однако даже в Индии руководители предприятий начинают жаловаться на трудности с удержанием молодых работников. Многие молодые люди предпочитают жизнь на фермах, поддерживаемую государственными программами социального обеспечения, или предпочитают подрабатывать в городах, а не жить в заводских общежитиях в промышленных центрах. Обученные инженеры покидают заводы ради работы в сфере информационных технологий.
Производитель игрушек и игр Hasbro заявил в этом году, что нехватка рабочей силы во Вьетнаме и Китае привела к росту затрат. Производитель кукол Mattel, имеющий большую производственную базу в Азии, также сталкивается с более высокими затратами на рабочую силу. Обе компании подняли цены на свою продукцию. Nike, которая производит большую часть своей обуви в Азии, в июне отметила, что стоимость ее продукции выросла из-за более высоких затрат на рабочую силу.
В ответ на кризис азиатские фабрики были вынуждены повысить заработную плату и принять иногда дорогостоящие стратегии по удержанию рабочих, от улучшения питания в столовой до строительства детских садов для детей рабочих. Начиная с 1990-х годов Китай, а затем и другие азиатские производственные центры интегрировались в мировую экономику, превратив нации бедных фермеров в промышленные центры.
Теперь эти страны-производители сталкиваются с проблемой поколений. Молодые работники, более образованные, чем их родители, и активные пользователи Instagram, TikTok и других социальных сетей, решают, что их трудовая жизнь не должна проходить в заводских стенах. Свою роль играют и демографические сдвиги. Молодые люди в Азии рожают меньше детей, чем их родители, и в более позднем возрасте, а это означает, что они находятся под меньшим давлением, чтобы получать стабильный доход в свои 20 лет.
Быстро развивающийся сектор услуг предлагает возможность менее изнурительной работы в качестве продавцов в торговых центрах и администраторов в отелях. Данная проблема остро стоит в Китае, где безработица среди городской молодежи в июне достигла 21% несмотря на то, что на фабриках не хватало рабочей силы. Транснациональные компании перемещают производство из Китая в другие страны, включая Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Индию. Владельцы фабрик говорят, что они тоже изо всех сил пытаются привлечь молодых людей. В Малайзии, центре производства полупроводников и электроники, на заводах отменяются требования носить униформу, которую молодые работники терпеть не могут, и проводится перепланировка помещений. «Мы пытаемся сделать наши заводы более сексуальными, открыть перегородки, сделать их более стеклянными, дать больше света, включить приятную музыку, создать своеобразную среду Apple», − заявил Сайед Хусейн Сайед Хусман, президент Федерации работодателей Малайзии, представляющей интересы производителей.
В прошлом производители могли просто переехать в менее дорогие места. В настоящее время это не так просто. В Африке и Южной Азии есть страны с большим количеством рабочей силы, но многие из них политически нестабильны или не имеют развитой инфраструктуры и обученной рабочей силы. Бренды одежды оказались в затруднительном положении, когда, расширяя свою деятельность в Мьянме и Эфиопии, они столкнулись с беспорядками и гражданской войной. Бангладеш был надежной базой для производства одежды, но ограничительная торговая политика и перегруженные порты не позволили ему добиться больших успехов.
Индия имеет огромное население, и компании, ищущие альтернативу Китаю, расширяют там свое производство. Однако даже в Индии руководители предприятий начинают жаловаться на трудности с удержанием молодых работников. Многие молодые люди предпочитают жизнь на фермах, поддерживаемую государственными программами социального обеспечения, или предпочитают подрабатывать в городах, а не жить в заводских общежитиях в промышленных центрах. Обученные инженеры покидают заводы ради работы в сфере информационных технологий.