Американцы, привыкшие к дешевой моде и телевизорам с плоским экраном, вскоре могут смириться с более высокими ценами. Азия, заводской цех мира и источник большей части товаров, которые покупают американцы, сталкивается с большой проблемой: молодые люди из азиатских стран, по большому счету, не хотят работать на фабриках. «На планете не осталось ни одного места, которое могло бы дать вам то, что вы хотите, − отмечает Пол Норрисс, соучредитель вьетнамской швейной фабрики UnAvailable, расположенной в Хошимине. − Людям придется изменить свои потребительские привычки, и брендам тоже».
Производитель игрушек и игр Hasbro заявил в этом году, что нехватка рабочей силы во Вьетнаме и Китае привела к росту затрат. Производитель кукол Mattel, имеющий большую производственную базу в Азии, также сталкивается с более высокими затратами на рабочую силу. Обе компании подняли цены на свою продукцию. Nike, которая производит большую часть своей обуви в Азии, в июне отметила, что стоимость ее продукции выросла из-за более высоких затрат на рабочую силу.
В ответ на кризис азиатские фабрики были вынуждены повысить заработную плату и принять иногда дорогостоящие стратегии по удержанию рабочих, от улучшения питания в столовой до строительства детских садов для детей рабочих. Начиная с 1990-х годов Китай, а затем и другие азиатские производственные центры интегрировались в мировую экономику, превратив нации бедных фермеров в промышленные центры.
Теперь эти страны-производители сталкиваются с проблемой поколений. Молодые работники, более образованные, чем их родители, и активные пользователи Instagram*, TikTok и других социальных сетей, решают, что их трудовая жизнь не должна проходить в заводских стенах. Свою роль играют и демографические сдвиги. Молодые люди в Азии рожают меньше детей, чем их родители, и в более позднем возрасте, а это означает, что они находятся под меньшим давлением, чтобы получать стабильный доход в свои 20 лет.
Быстро развивающийся сектор услуг предлагает возможность менее изнурительной работы в качестве продавцов в торговых центрах и администраторов в отелях. Данная проблема остро стоит в Китае, где безработица среди городской молодежи в июне достигла 21% несмотря на то, что на фабриках не хватало рабочей силы. Транснациональные компании перемещают производство из Китая в другие страны, включая Малайзию, Индонезию, Вьетнам и Индию. Владельцы фабрик говорят, что они тоже изо всех сил пытаются привлечь молодых людей. В Малайзии, центре производства полупроводников и электроники, на заводах отменяются требования носить униформу, которую молодые работники терпеть не могут, и проводится перепланировка помещений. «Мы пытаемся сделать наши заводы более сексуальными, открыть перегородки, сделать их более стеклянными, дать больше света, включить приятную музыку, создать своеобразную среду Apple», − заявил Сайед Хусейн Сайед Хусман, президент Федерации работодателей Малайзии, представляющей интересы производителей.
В прошлом производители могли просто переехать в менее дорогие места. В настоящее время это не так просто. В Африке и Южной Азии есть страны с большим количеством рабочей силы, но многие из них политически нестабильны или не имеют развитой инфраструктуры и обученной рабочей силы. Бренды одежды оказались в затруднительном положении, когда, расширяя свою деятельность в Мьянме и Эфиопии, они столкнулись с беспорядками и гражданской войной. Бангладеш был надежной базой для производства одежды, но ограничительная торговая политика и перегруженные порты не позволили ему добиться больших успехов.
Индия имеет огромное население, и компании, ищущие альтернативу Китаю, расширяют там свое производство. Однако даже в Индии руководители предприятий начинают жаловаться на трудности с удержанием молодых работников. Многие молодые люди предпочитают жизнь на фермах, поддерживаемую государственными программами социального обеспечения, или предпочитают подрабатывать в городах, а не жить в заводских общежитиях в промышленных центрах. Обученные инженеры покидают заводы ради работы в сфере информационных технологий.