18+
  1. Андрей Кричевский – рейдер нового типа или простой бизнесмен?

Андрей Кричевский – рейдер нового типа или простой бизнесмен?

Андрей Кричевский – рейдер нового типа или простой бизнесмен?
Вот, например, Андрей Борисович Кричевский – одна из наиболее ярких "звёзд" на ниве коллективного управления авторскими правами вызывает весьма серьёзное удивление тех, кто пытается исследовать его жизненный путь.

Карьера героя – молодые годы Андрея Кричевского

ЦитатаНовые времена открывают новых героев, деяния которых, временами, необычны и странны.Конец цитаты Официальная биография Кричевского, изложенная, в частности в Википедии, казалось бы, не вызывает особых вопросов. Молодой, перспективный, окончил ВШЭ – и, почти сразу, в третейские судьи при Московской ТПП, а уже оттуда, набив руку на юриспруденции – сразу на пост генерального директора общественной организации ВОИС.

Но так ли гладок был его жизненный путь, как изображает уважаемая онлайн-энциклопедия?

Источники в Интернет утверждают, что не все так просто.

Среди ряда сомнительных, но, в целом, не особо зазорных эпизодов жизненного пути ярким бриллиантом светится возможное участие Андрей Кричевского в афере некоей компании "Московский Лабаз", пытавшейся отобрать земли у подмосковного совхоза. Нет, Кричевский сам не участвовал в рейдерском захвате. Но, зато, по данным compromat.ru, он попытался продать атакуемой компании документацию захватчиков. За скромную сумму в 4 миллиона американских долларов.

Великий Комбинатор Остап Бендер мог бы позавидывать подобному ходу.

Афера, однако, сорвалась, клиент не клюнул.

Но Андрей Борисович на этом не остановился, в голове у него были новые, яркие и креативные идеи. Не будем обсуждать рутину – в конце концов, многократно освещённые прессой эпизоды захвата Ярославского Завода Красный Маяк и сочинские штудии со Скифом давно известны публики и не представляют особого научно-публицистического интереса.

Намного интереснее – истории последних лет.

Как Андрей Кричевский угадал Мелодию

Первое выступление Кричевского на новой для него ниве – коллективного управления правами авторов прошло достаточно рутинно. Он пристроил свою собственную общественную организацию ВОИС к цепочке сбора и распределения средств, взимаемых за воспроизведение фонограмм из государственной коллекции, оформленной на ФГУП "Фирма Мелодия". Тогдашнее руководство этого ФГУПа вело дела в стиле "благословенных" 1990ых – не особо стесняясь, путало свой собственный карман и служебный. Кричевский тут пришёлся вполне ко двору. На момент его появления в схеме расслабленное руководство "Мелодии" передало сбор вознаграждения в ведение другой общественной организации – РОУСАП, так же руководимой выходцами из ФГУП. Этим тоже оказалось лень и некогда и они с удовольствием взяли шустрого молодого человека работать как бы на подхвате… но, на самом деле, по косвенным сведениям, свалили на него основную часть работы.

Шустрый молодой человек клювом щёлкать не стал, и выкинул своих вчерашних благодетелей из схемы. Начал он с того, что выиграл конкурс на пост генерального директора ФГУП (справедливости ради нужно отметить, что инициатором самого конкурса был, всё же, не Андрей Кричевский).

Вторым этапом Кричевский вывел из цепочки платежей РОУСАП. Финансовый поток был перенаправлен по маршруту ВОИС-Мелодия… впрочем, судя по тому, что сейчас эту историю копают федеральные депутаты из антикоррупционного комитета Госдумы, дальше структур, контролируемых героем повествования, деньги не ушли. Не досчиталось их государство, поставившего на эту тёмную лошадку.

Андрей Кричевский – объединитель

История вхождения Андрея Кричевского в индустрию охраны авторских прав, закончившаяся летном 2015 года диким скандалом, кажется, продемонстрировала, что сомнительные схемы, нелепые комбинации и хитрые ходы, приводящие, в итоге, к эпическим провалам – являются визитной карточкой этого бизнес-оригинала.

За последние несколько лет Кричевский ухитрился получить руководящие посты в трёх из четырёх общественных организаций, аккредитованных Министерством культуры для коллективного управления авторскими правами. Российское Авторское Общество, Российский Союз Правообладателей и собственный ВОИС Кричевского – вкупе с Фирмой Мелодия это, кажется, несколько многовато для руководителя, который всерьёз хочет работать, а не просто сидеть, занимая руководящую синекуру. Как говорилось в известном детском стихотворении – "драмкружок, кружок по фото – это слишком много что-то, выбирай себе дружок один какой-нибудь кружок…". Ну Андрей Кричевский и выбрал. Провёл этим летом "объединительный съезд" всех трёх организаций, немного не спросив согласия их руководства, а себя, судя по всему, начал готовить на роль самого главного начальника.

Андрей Кричевский: Сидеть одновременно на четырех стульях оказалось некомфортным

Атака была острой, но провалилась быстро. Опомнившееся от шока руководство РАО и РСП дезавуировало несогласованное объединение в Минюсте и Кричевский остался уныло объясняться со своими коллегами на тему "а что это такое было".

Сразу после этого и возникла эпическая история с "избиением" Андрея Борисовича неизвестными людьми, которые, якобы, в процессе бития, требовали от него оставить пост директора ВОИС. Хорошо хоть не рассказывали что "нас послало руководство РАО". После бурной волны в прессе, кажется, не было ни одного серьёзного подтверждения тому, что нападение было реальным, а не имитационным.

Вот и остался герой этого рассказа в двусмысленном положении.

С одной стороны – расследование депутатов, с другой – претензии коллег по цеху, которые вовсе не назначали его себе в вожди.

Что это было? Зачем это все? Почему не сиделось спокойно на своём месте, а была предпринята подмять под себя всех и вся? Могло ли это быть подготовкой к отъезду в Лондон, где, по сведениям ряда СМИ, у Андрея Борисовича уже подготовлена запасная площадка в виде купленной недвижимости? Нет ответа на эти вопросы.

Так же как и нет ответа на главный вопрос – кто такой Андрей Борисович Кричевский – честный, но недалёкий бизнесмен, регулярно влипающий в подозрительные ситуации, коварный рейдер, мечтающий захватить всё и вся или кто-то ещё? Истина где-то рядом, но узнаем ли мы её в ближайшие годы?