Минфин России открыл охоту на владельцев офшоров. Финансовое ведомство опубликовало первый «антиофшорный» законопроект, который обяжет компании платить налоги с доходов их иностранных «дочек», а физлиц - от своих зарубежных структур. В противном случае россияне, обитающие в «налоговой гавани», заплатят рекордные штрафы.
- Кто выиграет от введения в действие антиофшорного законодательства, кто пострадает? Что будет с вкладами россиян в иностранных банках?
Выиграют Россия, добросовестные налогоплательщики, по большому счету - все граждане нашей страны. Собственно, чем больше денег остается в России, чем меньше уход от налогов - тем выше социальная защищенность граждан. Нам как-то сложно напрямую ассоциировать налоги и уровень жизни общества - исторические причины мешают. До сих пор кажется, что «все вокруг народное, все вокруг мое», и платить налоги - пустое дело; причем, в этом сходятся, как правило, и бизнесмены, и слабо защищенные слои населения. Но в данном случае пострадают только те, кто из прибыли стремится сделать суперприбыль, абсолютно забывая и о патриотизме, и о социальной ответственности.
Вклады физических лиц в иностранных банках напрямую к теме сегодняшнего разговора не относятся, здесь лишь уместно задать вопрос нашим гражданам: «а заплатил ли ты налоги с этих денег?». Как правило, ответ отрицательный. Собственно, россиянину открыть счет в иностранном банке за границей не так-то просто, и если это делается, то тоже по причинам, далеким от намерения заплатить налоги в России.
Советую россиянам учесть, что буквально с каждым годом вопрос происхождения средств, положенных на счета в иностранные банки, вызывает все больший интерес у правоохранительных и фискальных органов зарубежных юрисдикций. В какой-то момент средства могут быть заморожены «до момента предъявления документов по происхождению средств», а это иногда достаточно сложно. Уголовное и коррупционное прошлое российских денег порой настолько очевидно, что вызывает изумление.
- Как Минфин и налоговики надеются отслеживать офшорные цепочки, особенно в свете последних санкций, введенных в отношении РФ рядом государств?
- Прежде всего, представляется, что санкции политического происхождения, вызванные ситуацией на Украине, не будут иметь серьезного влияния на сотрудничество в сфере противодействия незаконному выводу капитала и уклонению от налогообложения.
Вскрытие схем незаконного вывода капитала и уклонения от налогов требует международного сотрудничества, и российские налоговые органы к нему готовы. Конечно, нельзя сказать, что все юрисдикции уже прозрачны и готовы к диалогу с раскрытием информации и бенефициаров. Но с этими юрисдикциями идет серьезная борьба.
На сегодняшний день в международной практике принят термин «несотрудничающая юрисдикция». В 2009 году Глобальным форумом по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения (Global Forum on Transparency and Exchange Information for Tax Purposes) по поручению G20 было принято решение провести в отношении всех юрисдикций исследования (peer review) на соответствие (несоответствие) законодательству и правоприменению международных стандартов транспарентности и обмена информацией для налоговых целей. В том числе обмена банковской информацией, сведениями о собственниках и бенефициарах юридических лиц и трастов, регистрационными данными, данными по отчетности и первичной документации.
Исследования проводятся по следующим элементам:
- обязательность ведения учета и хранения информации хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями;
- наличие полномочий компетентных органов юрисдикций истребовать у хозяйствующих субъектов необходимую информацию;
- эффективный обмен информацией компетентными органами партнеров по соглашениям обмену информацией в налоговых целях.
Исследование включает, в частности, опрос компетентных органов стран-партнеров по соглашениям, чтобы получить актуальную информацию о практическом исполнении взятых обязательств. По итогам исследований юрисдикции могут быть признаны «несотрудничающими».
Следует отметить, что Глобальный форум или ОЭСР никакие санкции применять не будут, потому что не вправе это делать. Результаты его исследования - это лишь рекомендации компетентного и авторитетного международного института.
Вопрос санкций по отношению к «несотрудничающим юрисдикциям» - компетенция национального законодателя, соответственно появление «черных списков» юрисдикций в России может положить конец выводу средств в «несотрудничающие юрисдикции».
- Есть ли опасения, что пострадают в первую очередь представители малого и среднего бизнеса, которым и так не дают нормально работать в России, а крупный бизнес просто останется в тени?
- Думаю, что малый бизнес просто не может себе позволить конструирование офшорных схем. Скорее, он борется за выживание, чем минимизирует расходы. Да и вообще, в данном контексте слово «пострадает» в принципе некорректно. От чего может пострадать добросовестный налогоплательщик, если он платит налоги и не нарушает закон? С учетом того, что фискальная нагрузка в России - далеко не самая высокая в мире, а тем более по сравнению с экономически развитыми странами, не платить налоги просто стыдно.
Другой вопрос, что могут возникнуть определенные риски «переходного» периода, когда некоторая нечеткость формулировок (в любом случае присутствующая в новом законодательстве) и отсутствие правоприменительной практики приведут к возникновению споров, в рамках которых будет нарабатываться опыт взаимодействия бизнеса и государства. Но сегодня у государства нет задачи увеличить нагрузку на бизнес, «закрыть дыры» в бюджете немотивированными сборами. Задача, по существу, - взять положенное по закону в рамках законных процедур. Это можно продемонстрировать на примере крупного бизнеса.
С прошлого года в России стартовал процесс контроля механизмов налоговой оптимизации со стороны крупного бизнеса. Речь идет о законодательстве в области трансфертного ценообразования, которое касается практически всех транснациональных корпораций и крупных российских игроков. В рамках этого законодательства ФНС России инициировала программу заключения соглашений о ценообразовании с крупнейшими налогоплательщиками в тех случаях, когда налогоплательщик прозрачен для фискальных органов и готов к сотрудничеству, раскрытию внутренней отчетности и схем.
Уже сейчас заключенные ФНС соглашения распространяются на десятки крупнейших налогоплательщиков. Соглашение о ценообразовании дает возможность налогоплательщику и налоговому органу заранее, до фактического исполнения сделок, определить рыночную цену сделок, на основании которой исчисляются налоговые обязательства. Это исключает налоговые риски для налогоплательщика (эти риски весьма обременительны для крупного бизнеса как в репутационном, так и в финансовом плане) и одновременно делает невозможными уклонение от уплаты налогов и незаконный вывод капиталов.
Есть ли проблемы и вопросы в сфере ТЦО? Безусловно. В частности, Российский союз налогоплательщиков в рамках IX Всероссийского налогового форума обсудил в ходе «круглого стола» вопросы бизнеса и пришел к выводу о необходимости создания постоянно действующей межведомственной Рабочей группы по вопросам трансфертного ценообразования, и ФНС России поддержала этот формат обмена мнениями по вопросам методики и правоприменительной практики.
Сегодня бизнесу, власти и общественности есть о чем поговорить вместе, особенно если принять во внимание, что нас связывает одна общая цель - процветание России и достойная жизнь россиян.
Для справки: Владимир Потанин владеет 30,02% в «Норникеле» через несколько структур, в том числе кипрскую, Владимир Лисин владеет НЛМК через кипрскую Fletcher (85,54%), а 63,46% Evraz принадлежит кипрской же Lanebrook Романа Абрамовича и его партнеров. Все они получают дивиденды и проценты от российских активов не напрямую, а транзитом через низконалоговые страны и платят минимальный налог. Теперь эти доходы будут расцениваться как часть российского дохода. Компании станут платить с нераспределенной прибыли 20%, а российские акционеры - 13% НДФЛ (налог на доходы физических лиц).