Простить нельзя помиловать
Аваков рассуждает о возвращении «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» в состав Украины как о вопросе решенном, что «неизбежно поставит перед украинским обществом и украинским государством вопрос о коллаборационизме».
Далее министр разместил пространные размышления, которые можно свести к одному тезису – как покарать жителей Донбасса, которые проживают сегодня на территории самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР?
Уже сейчас Аваков предлагает «начать широкий и откровенный общественный диалог на эту тему», а вариант решения задачи для Украины выбрать, изучив и обсудив «опыт стран, прошедших этот путь».
В качестве технической инструкции Аваков предлагает взять практику стран Европы в отношении коллаборационистов, служивших нацистской Германии под руководством НСДАП и Адольфа Гитлера. «Военное, политическое и экономическое сотрудничество жителей оккупированной страны с оккупантами в ущерб своей стране», - такую расшифровку термина «коллаборационизм» приводит министр.
Если тезисно, то глава украинского МВД предлагает поделить все население Донбасса на две большие группы и карать уже с учетом принадлежности к одной из них:
- уголовные наказания – для руководителей ДНР и ЛНР, военнослужащих и совершивших тяжкие преступления;
- амнистия и поражение в гражданских и политических правах для остального населения Донбасса.
Все виноваты, хотя и по-разному
Если расшифровать слова главы МВД Украины, то Аваков предлагает презумпцию виновности в отношении всего населения Донбасса. Т. е. априори все жители Донбасса виноваты, вопрос лишь в степени вины каждого, а уже исходя из этого Киев будет определять меру наказания.
Речь идет не о постоянном, а о временном поражении в правах, поэтому Аваков употребляет такую формулировку, как «амнистия с последовательным восстановлением всех гражданских прав и свобод», а жителей Донбасса именует жертвами либо вынужденными участниками процессов коллаборации.
Высочайшая милость
Собственно, взяв за отправную точку французский термин collaboration, Аваков приступает к пересказу опыта Франции и стран Скандинавии по уголовному преследованию коллаборационистов. Например, рассказывает про «законы Шарля де Голля о коллаборантах», на основании которых французские власти наказывали пособников нацистской Германии. Здесь, правда, Авакова подвело незнание истории, потому как министр не знает, что во время войны на территории Франции функционировали две администрации - полноценная оккупационная администрация Рейха и коллаборационистская «Французская Республика», более известная как Режим Виши во главе с маршалом Анри Петеном и премьером Пьером Лавалем.
Как в случае с Францией, так и с Данией и Норвегией, украинский министр делает заметный акцент на статистику, подсчитывая количество коллаборационистов и наказаний, которые к ним применялись. Например, во Франции статистика выглядит так: 170 тыс. судебных процессов, 120 тыс. обвинительных приговоров, из них 4 тыс. 785 приговоров к смертной казни (часть осужденных помиловал временный премьер-министр Шарль де Голль). Министр специально подчеркивает, что около 9 тыс. обвиняемых в коллаборационизме толпа линчевала, врываясь в тюрьму и расправляясь без суда и следствия. Аваков особо напоминает, как наказывали французских, датских и норвежских женщин, состоявших в отношениях с немцами.
Прощаем, а потом наказываем
Аваков делает анонс, что все, кто посмеют критиковать закон о коллаборантах, - это российские и пророссийские политические силы, «которые развернут широкую кампанию по дискредитации непростых процессов реинтеграции населения оккупированных территорий».
Аваков предлагает принять два закона - о коллаборантах и об амнистии.
Что касается конкретики, то с помощью закона о коллаборантах предлагается:
- судить и наказывать всех, кто сотрудничал, работал в органах управления или воевал на стороне самопровозглашенных республик Донбасса;
- запретить «коллаборантам» работать на госслужбе, занимать должности в органах местного самоуправления и государственной власти.
Для основной массы населения Донбасса министр внутренних дел предлагает принять закон об амнистии в отношении тех, кто проживал на территории региона или был вынужден работать в учреждениях и организациях «на оккупированной территории».
Стоит напомнить, что министр «как честный человек» в самом начале пообещал, что амнистия - это будет, с учетом новых реалий, не прощение, а поражение в правах, и восстановление полного пакета прав гражданина Украины будет происходить поэтапно и займет несколько лет. Непонятно, то ли министра внутренних дел подвело незнание права, то ли это специально, но амнистия - это прощение и освобождение от наказания, причем, для тех, кого суд признал виновными. А министр МВД Украины под видом амнистии пытается продвинуть презумпцию виновности, поэтому в данном случае речь идет то ли об ошибке, то ли о манипуляции.
Минск.нет
Но самое интересное, конечно же, к чему Авакову вообще нужны все эти экскурсы в историю, ведь война продолжается, а о реинтеграции и, соответственно, коллаборантах, амнистии и прочем речь пока не идет.
Сейчас единственный документ, вокруг которого Россия, Франция, ФРГ и Украина зафиксировали консенсус, - это «Минские соглашения» и «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». США не являются участниками «Минских соглашений».
Обратите внимание на то, что министр Аваков не вспоминает о «Минских соглашениях». И правильно делает, потому что все его предложения не вяжутся с текстом документа.
Согласно пункту №5 Украина приняла на себя обязательство объявить об амнистии и отказе от уголовного преследования для участников событий в Донбассе. Речь идет о принятии закона, «запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
Что касается простых жителей Донбасса, то в «Минских соглашениях» даже речи не идет, чтобы обвинять их в чем-то, а тем более наказывать поражением в правах.
Если Аваков предлагает лишать прав, то «Минские соглашения» говорят о расширении статуса региона и политических прав его жителей. Согласно пункту 4 украинская власть обязуется провести местные выборы и определять будущее региона на основе законодательства Украины и закона об особом статусе Донбасса (официально он называется «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»).
Согласно пункту 12 Украина обязана на основе закона об особом статусе обсуждать вопросы местных выборов с представителями самопровозглашенных республик на переговорной площадке в Минске («вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы»).
Для ясности: поражение в правах с поэтапным восстановлением, как предлагает Аваков, означает, что жители Донбасса не смогут голосовать или баллотироваться ни на выборах президента, ни Верховной Рады. Что касается местных выборов, то о них и речи не идет, просто потому что некому будет голосовать и некого выбирать.
Как забить гол американцам
Вместе с тем, нельзя сказать, что предложения Авакова так уж оторваны от жизни. В целом, его идеи четко укладываются в логику пропаганды расчеловечивания жителей Донбасса. Прозападные украинские СМИ проводят эту линию с начала 2000-х годов, рассказывая, что «на Донбассе живут одни бандиты и наркоманы». Поэтому идея наказать жителей Донбасса поражением в правах пользуется популярностью среди части украинского среднего класса и политической элиты.
«Лишить права голосовать минимум на 10 лет», - отважно пишут киевские менеджеры среднего звена в соцсетях, признанные невоеннообязанными еще в школьном возрасте. Что касается политической элиты, то нынешний истеблишмент крайне заинтересован в том, чтобы отсечь от голосования на выборах максимальное количество жителей юго-востока - как на подконтрольной, так и на неподконтрольной территории.
О чем говорить, если такие партии, как «Народный фронт» во главе с Арсением Яценюком и Арсеном Аваковым, в Донбассе просто ненавидят. На подконтрольной территории Украины ситуация ненамного лучше, здесь рейтинг «Народного фронта» не превышает 1%, а это значит, что у Авакова, Яценюка, Турчинова и прочих нет никаких шансов пройти в Верховную Раду при барьере в 5%.
И, наконец, при грамотном подходе российские переговорщики могут использовать подобные выпады на переговорах с представителями США. Американцы постоянно обвиняют Россию в невыполнении «Минских соглашений», при этом сами не осмеливаются публично призывать к отказу от них.
«Мы бы создали условия для достижения мира, при которых местные выборы могут быть проведены, закон об амнистии для тех, кто совершил преступления во время конфликта, может быть принят, особый статус для востока Украины, наконец, вступит в силу, что удовлетворит требования Минских соглашений», - заявил спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер во время поездки на украинскую часть Донбасса 16 мая этого года.
Министр внутренних дел Аваков - один из руководителей Украины, которая выступает стороной «Минских соглашений».
И если один из ключевых министров в лице Авакова публично дает понять, что Украина не собирается выполнять «Минские соглашения», тогда Владислав Сурков или новый уполномоченный Кремля имеет полное право «забить гол» спецпредставителю Госдепартамента США Курту Волкеру. Например, во время следующего раунда переговоров привести пример Авакова и поставить под сомнение возможности США контролировать ситуацию в стране, а в связи с этим и способность выполнять любые договоренности по Украине.