Январь-июнь нынешнего российские участники рынка пассажирских авиаперевозок отработали с суммарным убытком в размере 40,2 млрд рублей, что в два раза больше, нежели за аналогичный период минувшего года, свидетельствуют подсчеты Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Внутренние рейсы традиционно остаются убыточными и привели к минусам на сумму 37,1 млрд рублей. При этом впервые перевозчикам не удалось заработать на международных направлениях – минус 2,9 млрд рублей.
Изменился также срок выхода рентабельных участников рынка на безубыточную работу. В отчете говорится, если в предыдущие годы убыточный зимний сезон удавалось компенсировать весной, то в нынешнем году – лишь в июне. В целом затраты компаний с начала года выросли на 22%, а доходы увеличились лишь на 18,5%. Главным драйвером роста расходов стало подорожание авиационного топлива – керосин взлетел в цене на 40%, и из потраченных авиакомпаниями 645 млрд рублей на него пришлось 167 млрд рублей. В свою очередь, топливо дорожает из-за высокой стоимости нефти на мировом рынке и падения курса российской валюты, отмечает «КоммерсантЪ».
Участники рынка с данными отраслевой организации согласны. По информации S7, на закупку керосина направляется 30% всех затрат. Компенсировать расходы путем удорожания билетов не представляется возможным, поскольку в таком случае количество пассажиров резко сократится. Глава «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков добавляет, россияне начнут покупать билеты по их реальной стоимости, только если их заработки существенно увеличатся. В Ассоциации отмечают, средние затраты на одного пассажира увеличились на 10% и составили 9,4 тыс. рублей, зато билеты подорожали только на 6% и в среднем обходятся в 8,2 тыс. рублей.
Президент АЭВТ Владимир Тасун констатирует, восстановление спроса на международные перевозки после кризиса завершилось, но выйти на показатели 2014 года рынку не удалось. За первые 8 месяцев ведущие участники рынка перевезли 77,2 млн пассажиров, что на 10,3% больше, чем год назад. Международным авиасообщением воспользовалось 31,4 млн человека из них. Несмотря на количественный рост, невысокая выручка ставит под сомнение успешное преодоление компаниями низкого зимнего сезона, добавляет Тасун.