Стоимость превысила показатели, предшествующие пандемии – авиакомпании пытаются сбалансировать спрос на перелеты с постоянным дефицитом бортов и задержками поставок новых машин. Лизинговым компаниям также приходится балансировать расходы, особенно по долгам в условиях роста процентных ставок.
По данным провайдера авиационных данных Ishka, месячные арендные ставки на Airbus A321neo выросли с минимальных $340 тыс. на пике пандемии в 2020 году до $420 тыс. Ставки на новейший 737 Max 8 от Boeing также превзошли показатели, предшествующие пандемии, и составляют около $360–370 тыс. «Авиатрафик растет, и производители задерживают поставки самолетов», – говорит Эдди Пеньязек, глава аналитического отдела Ishka.
Ставки на «хорошие подержанные самолеты, в частности 737-800, A320, более новые A330, выросли на 30-40% за последние 12-15 месяцев», говорит Стивен Удвар-Хази, генпредседатель американской лизинговой компании Air Lease.
Спрос растет и на более дорогие широкофюзеляжные самолеты, которые обычно используются для дальних маршрутов. Пеньязек допускает, что ставки лизинга вырастут еще больше. Многое будет зависеть от средств, которыми располагают авиакомпании. Их расходы на топливо и рабочую силу растут.
И у Airbus, и у Boeing рекордное количество заказов, а узкофюзеляжные модели распроданы почти до конца десятилетия. По словам одного из отраслевых топ-менеджеров, производители опаздывают примерно на шесть месяцев. «Многие авиакомпании продлевают срок аренды старых самолетов, часто на четыре-шесть лет, т.е. старые модели будут летать дольше», – добавляет он.