18+
  1. Автопредел

Автопредел

Автопредел
В правительстве Башкирии обеспокоены происходящим с главным государственным автоперевозчиком региона ГУП «Башавтотранс». В 2015 году республику ждет масштабное политическое и экономическое событие, которое сегодня крайне важно для всей России – в Уфе состоятся саммиты ШОС и БРИКС.

ЦитатаВ правительстве Башкирии озабочены судьбой стратегического предприятия Конец цитаты В регионе идут грандиозные стройки, глав государств и высоких иностранных встретят обновленный аэровокзал, новые гостиницы и реконструированные культурные объекты. Но, учитывая деградацию главного государственного автоперевозчика Башкортостана, в республиканском Кабмине не уверены, что смогут обеспечить достойное автотранспортное обслуживание международным делегациям, и намерены просить помощи у других регионов.

Согласно справке, которая имеется в распоряжении редакции, в Башкирии до недавнего времени имелось крупное автотранспортное предприятие, находящееся в государственной собственности, способное не только предоставлять льготный проезд местным пенсионерам, но и в случае стратегической необходимости обеспечить подвижным составом большую часть населения. Сегодня из огромного автопарка, находившегося во всех городах республики, осталась только около 600 машин, а автопредприятия во всех населенных пунктах закрываются по надуманным причинам. Если в 2011 году в Уфе перевозили пассажиров более 800 государственных автобусов, то сегодня по городским улицам ездит хорошо если 200 пассажирских машин, и то, по словам сотрудников автопредприятий, львиная доля из них стоит в гаражах из-за изношенности и отсутствия запчастей. Пять лет назад республика закупила в лизинг свыше 3000 автобусов, но сегодня, как только эти машины вышли из-под кредитной оплаты и могли зарабатывать деньги и оказывать услуги пассажирам, руководство транспортного предприятия продает эти транспортные средства. Уходят с молотка не только пассажирский и грузовой автотранспорт, но и производственные площадки и гаражи в Уфе и по всей республике, и восстановить этот имущественный комплекс, если вдруг понадобится необходимость увеличить государственное присутствие на авторынке, будет уже невозможно.

А перед саммитами ШОС и БРИКС ситуация выглядит и вовсе плачевно – практические все городские маршруты на главных улицах Уфы стараниями руководства госпредприятия переданы частным перевозчикам. Так что в момент принятия международных делегаций столица Башкирии предстанет перед гостями в не лучшем свете – главные магистрали заняты морально устаревшими автобусами частных предпринимателей, которые не заботятся ни о внешнем виде транспортных средств, ни о их безопасности.

Как получилось, что сильная и экономически развитая республика не только не в состоянии обеспечить высокого автотранспортного приема, но и может поставить под угрозу льготные перевозки для социально незащищенных слоев населения?

В 2011 году стратегическое предприятие возглавил человек, не имеющий автотранспортного образования и работавший в сфере деятельности, весьма далекой от автоперевозок. До того, как возглавить крупную государственную структуру, Алексей Клуг вел жизнь «безработного», получая личные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений на красных линиях города, находящихся у него в собственности. А ранее работал директором в частной фирме «Интегрированные платежные системы», занимавшейся оплатой сотовых телефонов и продажей подержанных аппаратов, откуда уволился из-за финансового конфликта с собственниками. Хозяева фирмы, посчитали, что нанятый топ-менеджер работает «на свой карман» и решили расстаться с нечистоплотным рантье. Тем не менее, имея такой грешок в биографии, рядовой бухгалтер становится руководителем крупнейшего предприятия республики.

Говорят, что Алексей Клуг получил эту должность благодаря дружеским связям с бывшим главой администрации президента РБ Владимиром Балабановым, также трудившемся в коммерческой финансовой сфере и прославившегося умением «пилить» госресурсы. Но Владимир Балабанов в прошлом году со скандалом оставил свой пост, а его ставленник продолжает использовать в своих интересах предприятие, как будто до сих пор выполняет задачу по разорению крупнейшего государственного актива.

За три года работы Клуга в «Башавтотрансе» закрылось 11 крупных автопредприятий – Уфимская служба движения городского пассажирского транспорта (ЦДС), Уфимское АТП-6 и Уфимское грузовое автотранспортное предприятие № 4, Стерлитамакское ГАТП, Стерлитамакский завод «Автозапчасть», Мелеузовский авторемонтный завод, Караидельское, Самарское, Ишимбайкое, Белорецкое и Кумертауское АТП. Сотни людей остались на улице, а жители этих городов и районов лишились возможности рассчитывать на социальные гарантии на проезд, которые им предоставляет государство. В правительстве региона уверены, что руководство предприятия выбрало тактику по планомерному доведению ГУП «Башавтотранс» до банкротства.

В частности, завод «Автозапчасть» являлся филиалом ГУП «Башавтотранс» и создавался для осуществления ремонта автотранспорта всех филиалов госпредприятия и соответственно оптимизации затрат на ремонт. При этом «Автозапчасть», будучи филиалом госпредприятия, не являлся юридическим лицом и не имел возможности самостоятельно распоряжаться расчетным счетом. С октября 2011 года руководство ГУП «Башавтотранс» планомерно стало доводить завод до банкротства, создавая эконмическую блокаду, сократив заявки на ремонт и передавая ремонтные работы сторонним фирмам, обнулив счет предприятия. 78 работников в течении нескольких месяцев не получали зарплату, а предприятие ликвидировали. Затраты на техобслуживание в госпредприятии резко выросли, ведь сегодня за ремонт приходится платить частникам, которые распоряжаются в здании бывшего госзавода. По той же схеме закрываются и другие филиалы – Белорецкое АТП закрыли за три дня и жители города тут же почувствовали это на своем кармане, ведь альтернативы коммерческим перевозкам резко не стало.

С 2011 года всем работающим понижена зарплата, а также, в нарушение Трудового Кодекса и коллдоговора, уничтожены доплаты с выслугой лет. На всех предприятиях в республике закрыты и проданы столовые, и лечебно-оздоровительный комплекс, который занимался в том числе и выпуском водителей в рейсы.

В связи с понижением зарплаты, отменой социальных льгот, ухудшением условий труда, начались массовые увольнения сотрудников и сокращения штатов, причем уходил водительский костяк, шоферы с большим опытом, жалование которых упало до шести тысяч рублей.

Если на 1 июля 2011 года общая численность сотрудников ГУП «Башавтотранс» составляла около 9000 человек, то сегодня их стало 6600.

Резко выросли показатели аварийности – в 2010 году водители «Башавтотранса» практически не совершали ДТП, а за несколько лет не было ни одного случая аварий со смертельным исходом, то сегодня «на счету» предприятия не менее 10 происшествий в год с гибелью людей, при том, что в рейсы выходит минимальное число автобусов. По словам работников, руководство не занимается профилактикой безопасности и аварийности, не проводит инструктажей с водителями, не премирует за безаварийную работу, и вообще не считает соблюдение ПДД важным. Поэтому и потрясают город то одна, то другая смертельные аварии в которых участвуют водители госпредприятия – недавно жертвой госавтобуса в уфимском микрорайоне Инорс стала 11-летняя девочка – ее не довезли даже до больницы, она умерла. И это не удивительно – ведь водители госпредприятия после понижения зарплаты и исключения надбавок трудятся с огромной переработкой, надеясь получить хоть небольшие деньги, а при их тяжелейшем труде не имеют никаких условий для отдыха.

Зато, менее чем за год работы генеральным директором в ГУП «Башавтотранс» Алексей Клуг полностью поменял руководящий состав предприятия, уволив или заставив уволиться многих квалифицированных работников транспортной отрасли, работавших в госпредприятии не один десяток лет. Полностью обновились все заместители директора – по финансам, перевозкам, техобеспечению, главный бухгалтер и заместитель главного бухгалтера, главный инженер, технический директор, начальник службы безопасности, начальники юруправления, планово-экономического, финансового, информационных технологий, кадрового, хозяйственного отделов. Все вновь прибывшие работники сразу получили 155-процентную надбавку к зарплате за «сложность и напряженность». При этом ни один из вновь назначенных сотрудников никогда не имел отношения к транспортной отрасли, не работал в транспортных предприятиях и, как и сам генеральный директор, являются дилетантами в области перевозок.

Как полагают сотрудники предприятия, команда неудачливого финансиста потому и не интересуется основной деятельностью автопредприятия – оказанием услуг пассажирам, потому что активно наживается на закупках, используя законодательство о закупочной документации в свою пользу и подгоняя условия конкурса под единственного поставщика запчастей и топлива, покупая услуги по завышенной цене и получая «откаты», а также заставляя проверенных поставщиков перечислять средства на счета частных лиц. Рассказывают, что сегодня Алексей Клуг и сотоварищи заняты распилом 240 млн рублей, которое правительство РБ в преддверии саммитов выделило госпредприятию на покупку новых автобусов.

При этом надо понимать, что «Башавтотранс» - доходное предприятие, которое ежедневно «везет» наличные деньги – огромные средства крутятся на многочисленных автовокзалах и автошколах, разбросанных по всей республике. И недаром на рынок автоперевозок так стремятся частники – доходы здесь могут быть заоблачными, особенно на междугородных маршрутах, где госпредприятие, по сути, монополист.

Дотационной является лишь часть его деятельности – перевозка социально незащищенных граждан, и госпредприятие каждый год получает средства из бюджета на покрытие этих убытков. Вполне возможно, что этим парадоксом заинтересуются правоохранители.

Кажется, если взяться за развитие предприятие, возможно ежегодно обновлять автопарк и зарабатывать на основном виде деятельности. Но нынешнее руководство предпочитает распродавать автотранспорт, здания и сооружения и требовать от правительства Башкирии средства на покупку новых автобусов. Это и понятно – ведь никто не ставил задачи сохранить и приумножить, а деньги новым управленцам нужны здесь и сейчас.

«Временщикам», а после увольнения Владимира Балабанова команда лишилась «крыши», не до важных событий, которые ждут Башкирию в следующем году.

По нашим данным, сегодня в правительстве Башкирии намерены всерьез заняться рынком автотранспортных услуг и навести порядок в этой сфере – благо до ключевых для России саммитов еще есть время. Тем более, что президент РБ Рустэм Хамитов считает, что главное в его деятельности – качество жизни людей, а автотранспортное обслуживание – то, с чем жители Башкирии сталкиваются ежедневно.

Рустэм ГАТАУЛЛИН

Последние новости