Не укладываются в логику только действия руководства авиакомпании. Почти год родственники Ахметова ожидали, что «Аэрофлот» выплатит им компенсацию, оговоренную в коллективном договоре, но администрация нашла для себя иезуитскую лазейку: Дамир умер… не на рабочем месте. «Когда ему стало плохо, его вынесли из кабины в салон». То есть, не при исполнении должностных обязанностей, а, значит, и оплачивать нечего! Хорошо еще, что ни в чем не обвинили, говорят ведь, что в авиационной среде ходит мрачная шутка: «пилот уже виноват, как только заходит в кабину».
В Шереметьевском профсоюзе летного состава (ШПЛС) назвали это решение «победой со слезами на глазах». Председатель ШПЛС Игорь Дельдюжов считает аморальной позицию авиакомпании, отказавшейся выплачивать вдове погибшего пилота пособие в соответствии с коллективным договором. «Аэрофлот судится с вдовой и двумя несовершеннолетними детьми, отказываясь выплачивать им деньги, которые обязан был выплатить. Это очень некрасивая история, - заявил Дельдюжов. - Пока «Аэрофлотом» руководили люди, набиравшиеся опыта от уровня командира экипажа до инструктора, серьезнейшие, глобальные нарушения, как в случае с Ахметовым, не допускались. Проблема в том, что в руководстве «Аэрофлота» сегодня преобладают экономисты и бухгалтеры. Им трудно разобраться в специфике летной работы. Отсюда и результаты. Проверка исполнения требований безопасности полетов Ространснадзором выявила нарушение приказа Минтранса РФ №139 по части режима времени работы и отдыха членов экипажей воздушных судов. Дамиру Ахметову не предоставлялись еженедельные выходные, не учтено более 360 часов рабочего времени, бесконечные ночные рейсы…»
Суд состоялся, но всем понятно, что руководство «Аэрофлота» так просто не сдастся, хотя, по словам Дельдюжова, письмо в защиту интересов семьи Ахметова на имя гендиректора авиакомпании Виталия Савельева уже подписали почти 500 пилотов, причем не только «Аэрофлота», но и других авиакомпаний. Руководству «Аэрофлота» в этом смысле резину тянуть не привыкать. Стоит вспомнить, как долго ШПЛС добивался от него выплаты рекордной суммы в 1 млрд. рублей — недоплаты пилотам за вредность и ночные вылеты (1641 пилот не получил компенсации за 2011–2012 годы). И все-таки после множества судов профсоюз своего добился.
Объяснить странную до парадоксальности позицию менеджмента «Аэрофлота» сложно, но можно. Так считает известный авиационный психолог Надежда Якимович.
- Мне известно, что психологи «Аэрофлота» проводят специальные тренинги с пилотами по сохранению уровня их профессиональной мотивации. Однако все эти усилия бесполезны, если на практике остаются факторы, значительно снижающие и мотивацию, и уровень здоровья пилотов. Инфаркт Дамира Ахметова стал закономерным следствием накопленных перегрузок в работе. А, точнее, результатом невыполнения с разрешения руководства авиакомпании приказа №139 о режиме труда и отдыха пилотов. Кстати, замечу, что этот приказ и без того является «потогонным» документом - в нем существенно занижены нормы отдыха пилотов: по всем нормам физиологии и гигиены труда каждому человеку положено количество часов отдыха, соответствующее двойному количеству отработанного им времени! Сравните: в упомянутом приказе записано количество часов, равное отработанному времени, то есть оно сокращено в два раза!
Похоже, психологам авиакомпании самое время сменить вектор направления своих профессиональных усилий и «поработать» с руководящими лицами, ведающими графиками полетов. Стоит напомнить еще, что в «Аэрофлоте» функционирует Департамент по развитию персонала, психологам которого поручено заниматься оптимизацией взаимоотношений между пилотами и руководителями авиакомпании.
Пока же, по мнению Якимович, к великому сожалению, повторение подобных трагедий прямо в полете в «Аэрофлоте» не только возможно, но имеет тенденцию к увеличению из-за роста причин для других «стресс-факторов». Отказ руководства выплачивать предусмотренные компенсации семье умершего в полете пилота создает вполне реальный повод для новых противостояний между двумя сторонами коллективного договора. Ясно ведь, что столь циничное отношение администрации к судьбе своего товарища порождает конфликтную ситуацию в коллективе. А еще и негативное отношение к своему бесправному труду.
К сказанному психологом хочется добавить, что сын умершего пилота мечтал пойти по стопам отца. Очень сомнительно, что если и исполнится его мечта, то вряд ли в главной авиакомпании страны. Здесь, как мы видим, летать не только престижно, но и опасно.
Между тем, пока менеджмент «Аэрофлота» держит оборону, коллеги Дамира Ахметова материально поддержали его семью. Узнав о случившемся, сразу устроили сбор средств. Получилась приличная сумма, на несколько месяцев семье должно хватить.