Международная ассоциация аэропортов, в состав которой входит 13 российских аэропортов, на долю которых приходится треть пассажиропотока, направила в профильные министерства и Рорсавиацию письмо, в котором говорится о необходимости пересмотра механизма оплаты государственных рейсов. Речь идет о полетах, которые выполняются по линии оборонного и чрезвычайного ведомств, МВД, Росгвардии и ряда спецслужб. Они не платят аэропортам за обслуживание рейсов. Понесенные аэровокзалами затраты, как предписывает Воздушный комплекс, должны компенсироваться из государственной казны. Однако, говорят представители отрасли, в последнее время аэровокзалы регулярно получают отказы в выплатах ввиду отсутствия необходимых ресурсов в бюджете.
В ассоциации отмечают, ежегодные расходы аэропортов на обслуживание ведомственных рейсов превышают 500 млн рублей, однако фактическое финансирование составляет 50-66% от этой суммы. К примеру, в 2016 году расходы государственной казны достигли 315 млн рублей, а в прошлом – только 266 млн рублей. На нынешний год заложено только 253 млн рублей. Соответственно, если в 2016 году компенсации за обслуженные рейсы в полной мере не получили 46 аэровокзалов, то в нынешнем году таковых окажется более 70. Только сочинский аэропорт с 2016 года недосчитался 107 млн рублей, екатеринбургский аэропорт Кольцово – 35 млн рублей, еще 20 млн рублей не перечислили нижегородскому Стригино. Собеседники «КоммерсантЪ» в отрасли говорят, защищать свои права аэровокзалы намерены через Конституционный суд, сейчас исковое заявление находится в стадии рассмотрения.
В отраслевой ассоциации надеются на внесудебное урегулирование спора и утверждение механизма, при котором все ведомства будут напрямую оплачивать услуги аэропортов. В этом случае сотрудничество государственных структур и аэровокзалов упростится, а финансовое обременение для вторых уменьшится. Что касается денег, которые фактически были потрачены аэропортами, но не возвращены им в предыдущие годы, то они должны быть выплачены в будущем, либо засчитаны аэропортам как налоговые платежи за последующие периоды. В нынешнем же году, считают в ММА, запросы аэропортов на субсидии следует удовлетворять в равных долях в виде определенного процента от запрошенных сумм, а не в порядке очередности, при котором одни аэропорты получают компенсации в полном объеме, а другие остаются вовсе без средств.